Наука Испании: Пятая часть генома человека — псевдогены

В геноме человека может быть зашифровано на 20% меньше информации, чем считалось ранее. В новом исследовании международная группа ученых показала, что только 80% генов в человеческой ДНК действительно кодируют какие-либо белки, остальные же утратили эту способность. Результаты исследования опубликованы в журнале Nucleic Acids Research.

В геноме человека есть 23 пары хромосом. В них — около 28 000 генов, однако не все из них несут в себе наследственную информацию, необходимую при синтезе белков. Некоторые выполняют своего рода вспомогательные функции, а другие вообще ничего не делают, потеряв способность кодировать белки в процессе эволюции и многочисленных мутаций. Такие участки называют псевдогенами. Группа ученых из Испании, Великобритании и США обнаружила, что одна пятая часть генома человека — это нефункциональные псевдогены.

Авторы сравнили базы данных от трех различных проектов исследования генома: GENCODE/Ensembl, RefSeq и UniProtKB. Всего ученые обнаружили 22 210 генов, которые несут в себе информацию о каком-либо белке. Только 19 446 из них оказались во всех трех базах данных. Тогда исследователи приступили к анализу оставшихся 2764 генов и обнаружили, что почти все они на самом деле являются псевдогенами, то есть не кодируют никакой белок. Более того, к этому числу добавились еще 1470 генов, которые были указаны во всех трех базах.

Всего в результате исследования ученые нашли 4234 псевдогенов. Эту информацию уже добавили в базу международного проекта GENCODE. Теперь ученым предстоит проверить эти данные, детально изучив каждый из обнаруженных псевдогенов. Статус «псевдоген» после проверки уже получили 300 из них.

Источник indicator