Текст: Елена Шестернина / Высокая смертность в Испании (по последним данным, более 4%) по сравнению со многими другими странами связана с тем, что Испания – один из мировых лидеров по продолжительности жизни, многие заболевшие – пожилые люди, такое мнение в разговоре с корреспондентом РИА Новости высказал врач Андрей Рубцов, живущий в Мадриде и работающий сейчас в доме престарелых.
Крайне сложная ситуация сложилась в центрах для людей пожилого возраста – за последние дни там умерли несколько десятков стариков, только в столичном Monte Hermoso — почти 20 человек, в Elder de Tomelloso, расположенном в Сьюдад-Реаль, — 12, директор этого центра также болен, в одном из центров Витории (Страна басков) – умерли восемь человек, жертвы есть в резиденциях в других регионах Испании. Власти сообщества Мадрид приступили к проверке всех домов престарелых в регионе, прокуратура начала расследование ситуации.
В центре Amavir Pozuelo, где работает Рубцов, живут около 180 человек. Первый случай был выявлен на прошлой неделе, мужчину госпитализировали в больницу, в среду утром подтвердился второй – у 90-летней женщины. Однако заражений гораздо больше, уверен врач. Симптомы COVID-19 наблюдаются еще у десяти пациентов. «Среди них есть те, кто находится в тяжелом состоянии. Но мы не можем подтвердить диагноз, поскольку не сделаны тесты.
Сделать тест не так просто, он стоит дорого, их количество ограничено, мы просим министерство здравоохранения предоставить их нам, чтобы поставить окончательный диагноз. Но оно сейчас очень загружено», — рассказал Андрей.
По его словам, сейчас многим в Испании диагноз коронавирус не ставится, поскольку нет возможности проводить пробы всем, у кого проявляются незначительные симптомы. По официальным данным на 19 марта, в стране было подтверждено более 17 тысяч случаев. Но реальная цифра гораздо выше. «Чтобы человеку сделали тест, у него должна быть ярко выраженная симптоматика: высокая температура, дыхательная недостаточность, но она развивается далеко не у всех пациентов, а только с ослабленным иммунитетом – это пожилые люди, люди, больные гепатитом, туберкулезом, ВИЧ. Но если речь идет о молодом человеке с симптомами, ему тест не делают», — пояснил Андрей.
В доме престарелых, в котором он работает, все, у кого есть подозрения на коронавирус, находятся в отдельных комнатах, они не посещают места общего пользования, например, столовую. Медицинский персонал использует защитные костюмы – одноразовые халаты, очки, медицинские маски.
Посещать больных родственникам запрещено. Остальных могут посещать только самые близкие – на двадцать минут в день и по одному.
Всего в доме престарелых четыре врача. Андрей уверен, что ситуация с распространением коронавируса усугубится, но считает, что сил медперсонала хватит.
Он предположил, что высокая смертность в Испании по сравнению с другими странами может быть связана с тем, что в стране большая продолжительность жизни – 83,4 года — одна из самых высоких в мире. Однако, по словам Андрея, необходимо смотреть статистику. Министерство здравоохранения полных данных не предоставляет. Известно лишь, что 33% заболевших старше 65 лет, 18% — старше 75 лет. Известно также о смерти трех пациентов младше 65 лет.
По данным на 18 марта, самая высокая смертность зарегистрирована в Италии – более 8%, в Иране – 6,5%, в Испании – 4,3%, в Китае – 4%, в остальных странах ниже.
Улучшение начнется в конце апрела
Рубцов уверен, что ситуация в Испании может начать улучшаться в конце апреля. Во-первых, по словам Рубцова, «это связано с цикличностью любой эпидемиологической ситуации, кроме того потеплеет, станет больше солнечных дней».
По мнению врача, жесткие меры испанских властей, которые практически перевели всю страну на карантин, – единственное, что можно сделать». «Это лучше, чем не делать ничего, и лучше, чем разрешать проведение массовых мероприятий, где точно будет повсеместное заражение», — говорит Андрей.
Не надо сходить с ума
Он считает, что средства массовой информации зачастую вносят истерию в общество. «Все это педалируется СМИ, люди сходят с ума по этому поводу. Количество больных увеличивается как при любой вирусной инфекции. Но это не лепра и не чума. Даже не обычный грипп, от которого больше людей погибло. Конечно, люди должны знать, что происходит. Но, с другой стороны, это прецедент – получается, что нет повода не предпринимать аналогичные меры во время обычной эпидемии гриппа», — говорит он.
Медицинские работники вообще относятся к этому вирусу гораздо спокойнее, чем население в целом – в Испании сейчас боятся подходить близко к незнакомым. «Мы не сходим с ума по поводу средств личной самозащиты. Обычный гражданин думает, что если он за руку поздоровается, то через две недели будет лежать с коронавирусом на улице и гнить заживо, как во времена лепры или чумы. А соблюдать расстояние метр – это рекомендация при любой респираторно-вирусной инфекции», — напоминает врач.
В Испании, кстати, в отличие от Китая, люди стараются носить не только маски, но и перчатки. Однако то, как пытаются «обезопасить» себя испанцы, Андрей считает неэффективным. «Все носят перчатки, но забывают их снимать. Представим ситуацию: человек каким-то образом дотронулся до слюны больного человека, но перчатки не снял, потом ими себя за лицо потрогал, поздоровался, нажал на кнопку в лифте. Толку от этого никакого нет. Перчатки сработают, только если после контакта с зараженным ты их сразу выбрасываешь. Маска, как и перчатки, нужны только в момент контакта в больными. Обычная медицинская маска дольше часа не работает, ее надо менять. А у многих она просто лежит в сумке, и они надевают ее каждый день. От нее нет никакого толка», — напоминает Андрей.
Придется менять привычки
Почему именно Италия, Испания и Франция оказались в первой тройке европейских стран по скорости распространения коронавируса, можно объяснить тем, что в этих странах при встрече принято целовать друг друга в щеку. «Испанцы привыкли к очень близкому контакту со всеми. Думаю, что они после этого будут осторожнее себя вести, не будут со всеми обниматься и целоваться», — предполагает медик.
Испанцы, закрытые уже несколько дней подряд в своих квартирах на карантине, каждый вечер ровно в 20.00 открывают окна или выходят на балконы, чтобы поддержать медиков – именно им адресованы аплодисменты, которые звучат по всей стране. «Это очень приятно. Это приятно и для медицинских работников, и просто приятно видеть, что общество сплотилось», — говорит Андрей.