24 февраля 2022 Россия-УкраинаWallapopАрмияБанковские картыБарыДеньгиДетиДокументыЕвропаЗаконыИспанские имена и фамилииИспанцыИсторияКладбищаМир и МИДНацизм. РусофобияНовостиПедро СанчесПивоПремьер-министрПроисшествияРусские женыФранкоЭкс-СССР

Нетерпеливое прошлое: в Испании занялись оправданием фашизма

Автор: Владимир Добрынин / Испания во Второй мировой войне активного участия не принимала, официально объявив себя нейтральной державой. В попытках же ревизии и переписывания истории сегодняшние испанские публицисты принимают самое активное участие. И появление серии исторических материалов в ведущих СМИ страны не выглядит простым совпадением. Подробности — в материале «Известий». Преступление с человеческим лицом Кампания …

Автор: Владимир Добрынин / Испания во Второй мировой войне активного участия не принимала, официально объявив себя нейтральной державой. В попытках же ревизии и переписывания истории сегодняшние испанские публицисты принимают самое активное участие. И появление серии исторических материалов в ведущих СМИ страны не выглядит простым совпадением. Подробности — в материале «Известий».

Преступление с человеческим лицом
Кампания пересмотра итогов Второй мировой войны набирает обороты. Прискорбно, но факт: чем сильнее мы отдаляемся от чудовищной бойни, развязанной гитлеровской Германией и унесшей десятки миллионов человеческих жизней, тем менее страшным явлением представляется она. Западные СМИ с энергией, достойной лучшего применения не только стремятся затушевать неприглядную роль правительств их стран, почти не оказавших сопротивления армиям Третьего рейха, но и явно задались целью если не обелить нацизм, то, по крайней мере, представить его «с человеческим лицом».

Фото: РИА Новости/Аркадий Шайхет
Фото: РИА Новости/Аркадий Шайхет
Получается, прямо скажем, не очень быстро и не сильно успешно. Но настойчивость, с которой ведущие газеты Европы вкладывают в головы своих читателей мысли о том, что «Германия вынуждена была напасть на СССР, чтобы он не напал на остальных», не оставляет сомнений: они будут долбить и дальше.

Самый первый и самый логичный вопрос, который следует задать. Военных преступников в Нюрнберге осудили, холокост признали, Европу заново отстроили. Что еще надо? А надо теперь не только отмыть неприглядные пятна в своей истории, когда целые страны сдавали фашистам, где за два месяца, а где и за несколько дней, но и найти оправдания своей позорной политике сотрудничества с гитлеровцами.

Вначале представив всё дело так, будто фашизм — «зло не так большой руки». Затем — что это вообще-то меньшее из двух зол. Ну а после того, как это мнение обществом будет принято, можно рассказывать, что и не зло вообще, а так — мера предосторожности во избежание худших последствий в виде коммунистического завоевания всего мира.

Испанский нейтралитет с немецким акцентом

Вечно правые: как неонацисты в Германии организовали заговор
В немецкой армии раскрыли заговор 200 военных, которые планировали собрать и убить всех неугодных
Испания в этом ряду ревизионистов занимает особое положение. Причиной тому, а точнее — виной, является так называемый нейтралитет, которого придерживалось пиренейское государство все те годы, пока Советский Союз в одиночку отбивался от превосходящих сил вероломно напавшей Германии и ее сателлитов, а страны, записавшиеся к СССР в союзники, делали деньги на поставках по ленд-лизу. Или просто выжидали, как повернется ситуация — кому будет хуже, того и поддержат.

Испания стояла в стороне, но это не значит, что она действительно была нейтральна. В свое время генерал Франко, устроивший в своей стране гражданскую войну, задолжал Гитлеру за поддержку, оказанную войскам каудильо нацистским главарем. Достаточно вспомнить бомбардировку баскского городка Герника самолетами немецкого легиона «Кондор», чтобы представить себе, как Франко был обязан Гитлеру, с которым неоднократно встречался и с удовольствием салютовал тому фашистским приветствием. Недавняя публикация в El Mundo, посвященная прогерманскому нейтралитету Испании, украшена снимком, где ухмыляющийся Гитлер плечом к плечу с холопски улыбающимся зигующим Франко.

Суд в Испании приостановил разрешение для эксгумации диктатора Франко
Суд в Испании приостановил разрешение для эксгумации диктатора Франко

Каудильо теперь в испанской прессе совсем не тот человек, который гнобил собственный народ и которого в первые 10–15 лет после его смерти только ленивый не называл кровавым диктатором. В развернувшейся кампании ревизии истории Второй мировой и лет, к ней примыкающих, Франсиско Франко выглядит уже отцом народа и дальновидным политиком, уберегшим население своей страны от порабощения и, возможно, истребления опасным противником.

Правда, за это пришлось заплатить годами позора, но… Нет ничего более непредсказуемого и изменяемого, чем прошлое, когда за дело берутся профессионалы пера и историки, умеющие тщательно отбирать факты, чтобы их можно было интерпретировать в нужном свете и смысле. Остается только отобрать самых бессовестных, которые сами будут верить в то, что сочиняют.

Зачем вам, muchachos, чужая земля?
В феврале одно из ведущих изданий страны, АВС, разразилось панегириком в адрес «Голубой дивизии», 18-тысячного подразделения испанских добровольцев, сражавшихся в войне против СССР на стороне Гитлера и принимавших участие в блокаде Ленинграда. Статья вызвала полемику, возможно, не ожидаемую редакцией: большинство комментаторов (на момент написания этих строк под текстом имеется 97 постов), мягко говоря, присутствие испанцев под Ленинградом не одобряло.

«Да, наши бойцы сражались, как всегда, отважно, не уступая противнику ни пяди земли. Вот только гордиться этим я не могу: они блокировали город, в котором от голода и холода умерло около миллиона человек. Уверен, что многие бойцы знали, что они творят», — пишет читатель, подписавшийся Numero 1.

«Чем тут гордиться? Нелюди пришли в мирную страну истреблять детей. Испанцев туда приглашали? Мы должны просить прощения», — считает maval_5197.

«Голубая дивизия», Сталинград, ноябрь 1942 года
«Голубая дивизия», Сталинград, ноябрь 1942 года

«Автор историю-то вообще изучал? 25 000 откормленных испанских солдат против 12 800 полуголодных русских. Чем тут гордиться? Разве что стойкостью ленинградцев — эти 872 блокадных дня действительно до сих пор остаются примером героизма».

«Красная армия, Советский Союз, Сталин — они боролись за свободу своей родной земли. И победили фашизм и всех тех, кто шел с Гитлером вместе, досталось и «Голубой дивизии». Почему же сегодня фашизм и социализм пытаются поставить на одну доску? Что вообще происходит? «Голубая дивизия» — это черная страница испанской истории. Ведь она сражалась на стороне Гитлера», — размышляет sjalyn_12510.

«Какие молодцы эти парни из «Голубой дивизии»! — едко замечает PPedrovangaal. — Помогали нацистам. Тем самым, которые бомбили и испанскую землю».

Волонтеры испанской «Голубой дивизии»
Волонтеры испанской «Голубой дивизии»

Следующий опус, извращавший события войны, появился в АВС неделей позже. Автор его, журналист Мануэль Вильяторо, обвинял советских солдат в жестокости: «К моменту, когда Советы подошли к Берлину и принялись его штурмовать, у немцев осталось от силы 800 тысяч человек во всем вермахте, да и те — либо молокососы из гитлерюгенда, либо немощные старики. Силы были слишком неравны».

Равны ли были силы, когда 22 июня 1941 года германские войска без объявления войны напали на СССР? Автор старательно избегает этой темы. Для него главное, что «Сталин никогда не считался с потерями своих войск, посылая солдат на смерть ради своих целей, и требовал: ни шагу назад».

Каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны. Особенно выдающимся стратегом можно себя почувствовать, когда этот бой отстоит от тебя на 75 долгих лет и ничем тебе не угрожает. Кроме хорошего гонорара за изложение материала так, как это нужно боссам.

Стричь купоны с мертвого диктатора

Несмотря на то что Испания недавно торжественно отпраздновала 40-ю годовщину демократии (исчисляется с момента принятия конституции в декабре 1978 года), бывший диктатор не сдал своих позиций. Разговоры об эксгумации Франко и переносе его гроба из «Долины Павших» на какое-либо другое кладбище начались едва ли не в момент, когда хоронившие разошлись с поминок. Прошло с тех пор больше 40 лет, а воз (в смысле труп) и ныне там.

Через год после кончины Франко, в 1976-м, когда вся Испания упивалась неожиданно навалившимися на нее демократией и свободой, когда станцевать на костях мертвого диктатора входило в обязательную программу каждого СМИ, несколькими частными лицами был создан Национальный фонд Франсиско Франко (Fundación Nacional Francisco Franco).

Официально это выглядело как «необходимость сберечь часть истории Испании». Фонд начал свою работу с создания архива, в котором было собрано около 30 тыс. различных документов периода правления каудильо. Деньги, поступавшие на счета организации, и лица, переводившие средства (индивидуальные, корпоративные и государственные), были где-то на заднем плане. Имена, фамилии спонсоров и жертвователей, а также вносимые ими суммы старались не засвечивать, чтобы не раздражать народ.

Прощание с Франсиско Франко, 1975 год
Прощание с Франсиско Франко, 1975 год

Существующего ныне закона о транспарентности, то есть прозрачности доходов и расходов общественных организаций, тогда не было, а неприкосновенность частной жизни и банковская тайна были правилом, не допускавшим никаких исключений. Государственные субсидии, выделявшиеся фонду, обставлялись обтекаемыми формулировками вроде «ввиду необходимости цифровой обработки документов для последующего хранения в компьютерах» и т.д.

На необходимости оказания правительством матпомощи фонду Франко настаивали видные ученые страны. Например, директор Королевской академии истории Гонсало Анес, периодически подчеркивавший, что «благодаря этому в любой момент любой документ будет доступен для любого пользователя всемирной компьютерной сети». Доступность документов на самом деле и сегодня сильно ограничена, но копий в спорах на эту тему никто не ломает — не до того.

Периодически сменявшие друг друга у власти народники и социалисты обещания свои осуществить-таки перенос праха диктатора в другое место не выполняли точно с такой же обязательностью, как и давали обещания сделать это, когда находились в оппозиции. Козырь «мы вынесем наконец труп недостойного из места, где лежат достойные» хорошо срабатывал на выборах.

Пока наконец нынешний премьер Педро Санчес не протолкнул эксгумацию Франко в качестве закона и выполнение этого обещания вдруг не стало реальностью.

Люди просят

Семеро внуков каудильо обратились с письмом в Ватикан. Написали самому папе Франциску. В расчете на то, что католической элите должно быть небезразлично, что «вынос тела» из базилики в «Долине Павших» испортит позитивный имидж понтифика. Поскольку нарушает правовое соглашение от 3 января 1979 года между Испанским государством и церковью о неприкосновенности мест отправления культа. Со стороны Ватикана документ подписан папой Иоанном Павлом II. Понятно, что законы сочиняются людьми и отменяются ими же, но есть все основания полагать, что Святой престол не захочет пилить сук, на котором сидит.

Активисты фонда Франко провели на сайте петиций Change.org сбор подписей под требованием к правительству «отказаться от идеи переноса гроба Франко из «Долины Павших». За один день к требованию присоединилось 17 тыс. человек. Нужные для обращения с петицией в конгресс 25 тыс. подписей собрали практически моментально.

Долина Павших (Valle de los Caídos). Архивное фото
Долина Павших (Valle de los Caídos). Архивное фото

Несмотря на то что 26 сентября 2007 года (в период правления социалистов) в стране был принят закон об исторической памяти (Ley de Memoria Histórica), Испания по-прежнему чтит своего диктатора. По данным информационно-аналитического издания El Confidencial, в населенных пунктах страны, число жителей которых превышает 2 тыс. человек, до сих пор имеется 317 улиц, носящих имя Франсиско Франко. Не обойдены вниманием и его сподвижники — именем генерала Эмилио Молы названы 166 улиц, генерала Гонсало Кейпо де Льяно — 74, полковника Хосе Москардо — 62, генерала Хосе Санхурхо — 52, капитана Хосе Варелы — 35. А лидирует среди фалангистов в испанской топонимике генерал Хосе Примо де Ривера — 373. Который, кстати, тоже лежит в «Долине Павших». Но почему-то никто не поднимает вопроса о его перемещении в другое место.

«Франко — это испанский Сталин», — любят говорить сторонники демократии в пиренейском королевстве, даже не пытаясь подумать, насколько неверно это утверждение. Испанский генералиссимус в отличие от советского не проводил индустриализацию страны. И не боролся против нацизма, а, наоборот, с ним сотрудничал. Сравнения невыгодные, никак не в пользу Франко. И потому «если история случилась неприглядная, надо переписать эту историю».

О создававшихся франкистами концлагерях, где действовали те же принципы, что и в гитлеровских, во властных структурах Испании предпочитают не вспоминать. На месте самого большого и самого страшного из них — «Миндального поля» (Campo de los almendros) — в провинции Аликанте нет даже ни одной таблички, что здесь находился «испанский Освенцим», как называли этот лагерь в литературе. Учреждение, работавшее по всем правилам фашизма: с расстрелами десятка узников за каждого одного бежавшего, с охотниками на людей, съезжавшимися со всей страны поразвлекаться процессом поимки беглецов, и другими подобными «прелестями».

Бред ради бренда
Франсиско Франко — это и сегодня бренд. И большие деньги. Сколько именно — никто не скажет. Политики от комментариев не то что воздерживаются — уходят. Попробуйте зайти в какой-нибудь бар — там за кружкой пива раскрасневшиеся словоохотливые посетители вам расскажут: в фонде Франко крутятся средства, и обе крупнейшие привластные партии питаются в том числе и за этим «столом». Одни «пилят» государственные деньги, поддерживая версию необходимости сохранения истории, другие вытягивают госсредства на «ликвидацию последствий культа личности».

Франсиско Франко и его жена Кармен Поло, 1969 год
Франсиско Франко и его жена Кармен Поло, 1969 год

Ревизовать собственную историю в момент, когда Запад раскручивает переписывание событий Второй мировой войны в новом, выгодном для себя свете и очерняет победителей только потому, что «опять эти русские» спасли мир — когда еще подвернется такой удобный случай? Потому и долбят испанские СМИ по мозгам поколению, войны не знавшему. Одним — газетными статейками с псевдоисследованиями, а других, которые объемнее SMS ничего не читают, грузят постами в соцсетях.

Вторая мировая закончилась. Приговор фашизму был вынесен: казнить, нельзя помиловать — и обжалованию не подлежал. Теперь нас пытаются убедить в том, что запятая в формулировке вердикта была поставлена не в том месте. И потому надо всё отыграть назад. Информационная война продолжает стремительно набирать обороты.

Андрей

Главный редактор "Русской Испании"
Подписаться
Уведомление о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Back to top button
Close

Adblock Detected

У Вас включена блокировка рекламы. Мы работаем для Вас, пишем новости, собираем материал для статей, отвечаем на вопросы о жизни и легализации в Испании. Пожалуйста, выключите Adblock для нашего сайта и позвольте окупать наши затраты через рекламу.