Автор: Елена Шестернина / Ровно год прошел с момента проведения в Каталонии незаконного референдума о независимости, организованного бывшим руководством автономного сообщества, несмотря на судебные запреты, позицию правительства и конституцию Испании.
В Каталонии за это время сменились женералитет и парламент, в Мадриде к власти пришло новое правительство, в отношении участников событий годичной давности возбуждены уголовные дела о мятеже, а некоторые ключевые действующие лица, включая экс-главу каталонского правительства Карлеса Пучдемона, скрылись от правосудия за границей.
Но года не хватило, чтобы хотя бы наметился выход из «каталонского тупика».
В лучшем случае — 20 лет
Глава МИД Испании Жозеп Боррель единственный осмелился сделать прогноз о сроках урегулирования проблемы. Проблемы, которая волнует Испанию в течение последних нескольких лет, но о которой мир, включая ЕС, заговорил только 1 октября 2017 года, когда по всем мировым каналам показали кадры жестких действий полиции на избирательных участках.
Ветеран испанской политики, каталонец Боррель, занимавший в свое время пост председателя Европарламента, предрек: решения каталонского вопроса можно ждать не ранее, чем через 20 лет, и то «если повезет». Настолько силен раскол в каталонском обществе и настолько далеки позиции Мадрида и каталонских властей.
Раскол
В связи с годовщиной сторонники независимости объявили о проведении многочисленных акций. В субботу прошли митинги, в воскресенье люди собирались на тех участках, где голосовали год назад, в понедельник глава женералитета Ким Торра выступит с обращением к гражданам, а вечером от площади Каталонии до здания регионального парламента пройдет шествие под лозунгом «Восстановим 1 октября», участники которого собираются нести урны для голосования.
По словам национального секретаря «Каталонской национальной ассамблеи», крупнейшей общественной организации, выступающей за независимость, Хеорхины Парес, цель акции – потребовать от властей региона «довести начатое 1 октября до конца». «Мы не готовы отказаться от результатов 1 октября ни при каких обстоятельствах», — заявила она РИА Новости. При этом Парес призналась, что «абсолютно уверена: Каталонская республика будет еще при жизни нынешнего поколения».
Примерно в том же духе заявления Торры. В выходные он назвал «референдум» «актом самого массового проявления неповиновения в этой стране», заявил, что сторонники независимости «победили государство», что они «никогда не откажутся от права на самоопределение» и «будут его защищать, как защищали 1 октября – мирно и демократически».
Хотя в мирном развитии событий в Каталонии в ближайшие недели и месяцы полной уверенности нет.
Первые тревожные признаки появились летом – когда началась война сначала желтых крестов, которые выставляли на пляжах сепаратисты, затем желтых лент, которые они развешивают на улицах каталонских городов, включая здания мэрий и женералитета в Барселоне. Так активисты заявляют о своих требованиях прекратить уголовные дела, возбужденные после провозглашения независимости региональным парламентом 27 октября. Эти кресты и ленты убирают те жители автономного сообщества, кто выступает за территориальную целостность Испании.
Иногда дело доходит не только до перепалки, но и до рукоприкладства. В субботу в Барселоне произошли уже серьезные по испанским меркам столкновения участников акции крайне левых с полицией. Шесть человек были задержаны (правда, к воскресенью их отпустили), 24 пострадали.
Сторонники независимости, пообещав «горячую осень», все чаще выводят людей на улицы. В отличие от своих оппонентов. Последние демонстрации, которые проводили защитники территориальной целостности Испании, насчитывали не более 3 тысяч человек, включая субботнюю акцию полицейской ассоциации Jusapol, участники которой напомнили о преследованиях, которым подверглись в Каталонии сотрудники гражданской гвардии и национальной полиции в октябре 2017 года. В разгар каталонского противостояния осенью-зимой 2017-го на митинги за единую Испании приходили сотни тысяч.
«Требование нормальной ситуации — не тот лозунг, под которым можно вывести людей на улицы. Просить демократию в демократической стране – абсурд», — говорит РИА Новости Мириам Тей, вице-президент «Каталонского гражданского общества», крупнейшей общественной организации, выступающей за сохранение Каталонии в составе Испании.
Правда, она признает: в регионе «много недовольных», а политики и общественные деятели, отстаивающие конституцию Испании, подвергаются преследованию. «Если наступит момент, когда будет необходимо продемонстрировать единство, мы снова выйдем на улицы», — заявила сторонница единства Испании.
В последние годы число сторонников и противников независимости примерно равное – и колеблется на считанные проценты в рамках социологической погрешности в ту или иную сторону. Согласно опросу, проведенному в июле каталонским Центром изучения мнения CEO, сейчас за независимость выступают 46,7% жителей Каталонии, против — 44,9%.
Однако сепаратисты, в отличие от их политических противников, отказываются признавать сам факт раскола. «Ощущения раскола в обществе нет, есть разделение. Это как в США – кому-то нравится Трамп, а кому-то нет», — говорит Парес.
Социалистическое правительство Испании, пришедшее к власти в начале июня, признает не только наличие глубокого каталонского кризиса (в отличие от правительства правых, много лет закрывавшего глаза на рост сепаратистских настроений в регионе), но и раскол в обществе. Однако его стратегия по преодолению кризиса также вызывает вопросы.