Сочетание нескольких элементов в нынешнем подходе Испании к миграции на границе с Марокко привело к ситуации, когда отсутствует реальный и эффективный доступ к безопасному и легальному въезду и убежищу
Автор: Тибо Спирле (Thibault Spirlet), для de.euronews.com (Германия) / Три десятилетия миграционных соглашений между Испанией и Марокко привели к созданию укрепленных и практически непроницаемых границ для лиц, ищущих убежища.
После пандемии вируса COVID-19 Испания не смогла открыть безопасные и легальные маршруты для лиц, ищущих убежища в своих североафриканских анклавах Сеута и Мелилья, сообщили Euronews представители неправительственных организаций.
Неправительственные организации по защите прав мигрантов обвиняют испанские власти в проведении «незаконной» и «дискриминационной» политики по оттеснению и депортации «чернокожих» просителей убежища из стран южнее Сахары на внешних границах ЕС в Сеуте и Мелилье на севере Марокко с момента введения чрезвычайного положения в марте 2020 года.
«Испанские власти закрыли границу, не предоставив никакого доступа к убежищу, — заявил Euronews Мар Сориано, юридический советник базирующейся в Мелилье НПО «Солидарные колеса», — уже введены ограничения в отношении чернокожих, которые подвергаются непропорциональной дискриминации со стороны марокканских пограничников, отказывающих им в доступе к границе».
НПО Сориано, наряду с Международной организацией по миграции (МОМ), Агентством ООН по делам беженцев (УВКБ), Human Rights Watch и Amnesty International, неоднократно призывала испанские и марокканские власти восстановить «подлинный» и «эффективный» доступ к убежищу через «более безопасные» и «альтернативные» маршруты, чтобы снизить использование опасных путешествий и риск трагических событий.
Однако, как следует из недавнего доклада Комиссара Совета Европы по правам человека, эти призывы остались без внимания, — пишет Тибо Спирле (Thibault Spirlet), для de.euronews.com (Германия)
«Сочетание нескольких элементов в нынешнем подходе Испании к миграции на границе с Марокко привело к ситуации, когда отсутствует реальный и эффективный доступ к безопасному и легальному въезду и убежищу», — заявила Дунья Миятович в апреле прошлого года.
В 2015, 2018 и 2022 годах комиссар и ее предшественница уже выражали обеспокоенность по поводу «оттеснения» марокканских и испанских пограничников, которые «не пускают [просителей убежища] к границам Сеуты и Мелильи».
«В результате у некоторых групп просителей убежища не остается другого выхода, чтобы добраться до границы и попросить защиты у компетентных органов, кроме как переплыть или перепрыгнуть через забор, рискуя жизнью», — добавил комиссар.
Испанские анклавы Сеута и Мелилья с 2014 г. неоднократно становились ареной столкновений и жестоких полицейских операций.
В начале февраля 2014 г. не менее 15 беженцев и просителей убежища из стран южнее Сахары утонули у берегов Сеуты, пытаясь вплавь обогнуть морскую стену, разделяющую Сеуту и Марокко, после того как местная полиция открыла огонь из крупнокалиберных резиновых пуль — «трагический» случай, который, по мнению Amnesty International, так и не был урегулирован, — пишет Тибо Спирле (Thibault Spirlet), для de.euronews.com (Германия)
Позднее в том же месяце более 200 человек смогли добраться до испанской территории, взяв штурмом массивный пограничный забор, отделяющий Сеуту от Марокко.
В августе того же года группа из 23 человек, перелезших через пограничный забор в Мелилье, была выслана в Марокко «без возможности подать прошение об убежище» или «обжаловать высылку», сообщает Amnesty International.
Количество отказов, депортаций и нелегальных пересечений границы росло год от года, пока летом 2021 г., в разгар дипломатического спора между марокканской монархией и испанским правительством, число мигрантов в Сеуте и Мелилье не достигло рекордной отметки, — пишет Тибо Спирле (Thibault Spirlet), для de.euronews.com (Германия)
В ответ марокканские силы безопасности ослабили пограничный контроль и позволили более чем 8 тыс. мигрантов пересечь границу Марокко с испанскими городами, большинство из них — вплавь. По меньшей мере половина из них была «немедленно выдворена» (pushback) в соответствии с миграционными соглашениями Испании с Марокко.
По словам Сориано, увеличение числа случаев нелегального пересечения границы в Сеуте и Мелилье в 2010-х годах было обусловлено принятием в 2015 году поправки к испанскому закону об иностранцах, которая предоставила анклавам «особый режим», позволяющий пограничникам эффективно оттеснять иностранцев, пытающихся пересечь границу нелегально, во имя «общественной безопасности».
«Рассмотрение заявлений о предоставлении убежища намеренно носит непрозрачный и секретный характер, чтобы усложнить судебное разбирательство. Это также означает, что официальных данных о случаях отказа в предоставлении убежища в открытом доступе не существует», — сказала она в интервью Euronews.
По словам Елены Муньос, координатора по правовым вопросам Испанской комиссии по оказанию помощи беженцам (CEAR), проблема усугубляется тем, что Испания и Марокко не отменили введенный в рамках COVID запрет на пересечение границы новыми мигрантами, несмотря на обещания вновь открыть сухопутные границы с Сеутой и Мелильей.
«[Испанские власти] затянули ситуацию с пандемией, которая до сих пор не изменилась. Даже если эти пограничные переходы будут вновь открыты, они никогда не были открыты для африканцев, проживающих к югу от Сахары», — сказала она в интервью Euronews.
Несмотря на неоднократные призывы к проведению законодательных реформ, испанские законодатели не смогли решить такие насущные проблемы миграции, как политика вытеснения и право на получение убежища, — пишет Тибо Спирле (Thibault Spirlet), для de.euronews.com (Германия)
Вместо этого Испания и Марокко объявили в феврале 2023 г. об «интенсификации» сотрудничества в области «борьбы с нелегальной миграцией» и «пограничного контроля».
«Неполноценные» и «недостаточные» доклады Испании и Марокко
Обе страны подверглись всеобщему осуждению после «инцидента в Мелилье» в июне 2022 г., когда 470 мигрантов были отправлены обратно в Марокко после того, как около 2 тыс. мигрантов взяли штурмом тройные пограничные заграждения, отделяющие испанский анклав от Марокко.
Люди, пытавшиеся пересечь границу Мелильи, столкнулись с «чрезмерным» применением «незаконной» силы со стороны испанской и марокканской полиции и пограничников, которые использовали слезоточивый газ, стреляли резиновыми пулями и бросали камни в просителей убежища, что, по мнению экспертов ООН, привело к гибели по меньшей мере 32 человек и исчезновению 77.
Испания и Марокко решительно отрицают свою ответственность за гибель и исчезновение мигрантов, обвиняя в инциденте в Мелилье другую страну.
После активного давления со стороны населения, СМИ и дипломатии обе страны начали расследование случаев насилия со стороны полиции и обращения с мигрантами на границе между Марокко и Мелильей.
Однако, по мнению независимых наблюдателей, эти расследования не смогли обеспечить справедливость и прояснить суть событий.
Организация Human Rights Watch осудила Испанию и Марокко за «оправдание» своих сил безопасности после «несовершенного» и «недостаточного» расследования полицейского насилия на границе с анклавом Мелилья. В своем резком заявлении Amnesty International обвинила обе страны в «сокрытии» и неспособности должным образом расследовать произошедшее.
Трагедия ознаменовала «поворотный момент» в миграционных потоках в Северной Африке, говорит Сориано, чья неправительственная организация после инцидента в Мелилье практически никого не пропускает в анклав.
«В прошлом году в Мелилье никто не просил убежища. В Сеуте, напротив, были случаи пересечения границы, но за ними обычно следовали депортации», — добавила она.
Модель для других стран ЕС
Для оправдания своей миграционной политики испанские власти неоднократно ссылались на спорное решение Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), принятое в 2020 году. Страсбургский международный суд Совета Европы постановил, что Испания не нарушила конвенцию, поскольку двое просителей убежища, о которых шла речь в данном деле, «не использовали для этого существующие официальные процедуры въезда».
Это решение вызвало обвинения в том, что Страсбургский суд дал «зеленый свет» «отжимам» на европейских границах и сделал «многолетнюю практику» отжима Испании «образцом для других государств на внешних границах ЕС».
По данным Фламандской коалиции за международную солидарность, известной как 11.11.11, в прошлом году на внешних границах ЕС было совершено более 200 000 незаконных вытеснений.
По мнению Дельфины Родрик, юридического советника Европейского центра по конституционным правам и правам человека (ЕЦКПЧ), в настоящее время ЕС переключает свое внимание со сдерживания на экстернализацию границ. По ее словам, в рамках миграционных соглашений с Тунисом, Марокко, Ливией, Алжиром и Египтом Еврокомиссия, возглавляемая Урсулой фон дер Ляйен, финансирует североафриканские страны для решения проблемы оттеснения и депортации.
«На более широком уровне это отражает европейскую политику закрытия границ, строительства стен и недопущения людей любой ценой», — сказал Родрик в интервью Euronews.
Временный премьер-министр Испании Педро Санчес заявил, что он верит в то, что Европейский Союз сможет заключить общеевропейский иммиграционный пакт во время ротационного председательства его страны.
Он отметил, что «Испания, как и другие страны, впервые вступающие в ЕС, проявляет особый интерес к этому вопросу», добавив, что в течение полугода своего председательства он будет стараться разрешить разногласия между европейскими странами.
Неправительственные организации (НПО), выступающие за права мигрантов, согласны с тем, что готовящийся миграционный пакт ухудшит положение просителей убежища из стран южнее Сахары у ворот Европы, — пишет Тибо Спирле (Thibault Spirlet), для de.euronews.com (Германия)
«Пакт направлен на легализацию того, что уже является незаконным, т.е. на облегчение и еще большую легализацию отказов и депортаций, которые уже осуществляются, но тайно, кулуарно и без особого шума, поскольку на европейском и международном уровне существуют обязательства, которые не позволяют этого делать», — говорит Сориано.
Представитель Министерства внутренних дел Испании сослался на сайт Управления по вопросам убежища и беженцев (OAR), который предоставляет «полную информацию о правилах, процедурах и функционировании Управления в соответствии с национальным и международным законодательством о международной защите и при абсолютном уважении прав человека».