АналитикаДекларацииДемография и населениеКаталонцыКорольПедро СанчесПолитика и политикиПравительствоСанкцииСитуацияСудыЭмиграция

Каталонцам можно, карабахцам нельзя?

Женщина с флагом эстелады или независимости идет по пустой улице во время Национального дня Каталонии (11 сентября 2020). Что изменится в Европе, если Каталония все-таки добьется независимости? Поможет ли это мировому сообществу осознать, что право нации на самоопределение недопустимо игнорировать? На эту тему рассуждает колумнист Sputnik Армения Артем Ерканян. Правительство Испании согласилось возобновить переговоры с …

Женщина с флагом эстелады или независимости идет по пустой улице во время Национального дня Каталонии (11 сентября 2020).

Что изменится в Европе, если Каталония все-таки добьется независимости? Поможет ли это мировому сообществу осознать, что право нации на самоопределение недопустимо игнорировать? На эту тему рассуждает колумнист Sputnik Армения Артем Ерканян.

Slide Anything shortcode error: A valid ID has not been provided

Правительство Испании согласилось возобновить переговоры с властями Каталонской автономии на предмет обретения краем независимости.Это может означать готовность официального Мадрида пересмотреть свое жесткое отношение к инициативам барселонских политиков, имеющих репутацию сепаратистов.

Несмотря на все усилия испанских властей, движение за независимость Каталонии не пошло на спад даже после предельно суровых санкций в отношении его лидеров. Как известно, Верховный суд Испании признал состоявшийся в октябре 2017-го года референдум о независимости Каталонии незаконным.

Более того, центральные власти даже попытались ликвидировать автономию мятежной провинции, а многие члены каталонского правительства оказались в тюрьме. Но досрочные выборы, проведенные в крае после роспуска «сепаратистского» парламента, подтвердили, что репрессии лишь укрепили решимость каталонцев бороться за суверенитет. Партии, выступающие за независимость, вновь одержали убедительную победу.

В то же самое время европейское правосудие не одобрило попытки судебного преследования в отношении бывшего главы правительства Каталонии Карлеса Пучдемона, скрывающегося от испанской Фемиды в эмиграции. Суд соседней Италии, где временно обосновался Пучдемон, отказал Испании в запросе на его выдачу.
В сложившейся ситуации у политического руководства Испании не осталось выбора. Официальный Мадрид оказался вынужден согласиться на диалог с людьми, которых продолжает называть “сепаратистами”.

Второго ноября пресс-секретарь каталонского правительства Патрисия Плайя заявила, что “технические группы работают над подготовкой переговоров между представителями руководства Испании и Каталонии”. По ее словам, повестка предстоящей встречи будет касаться темы обретения Каталонией независимости. Дата старта консультаций не оглашена, но по-видимому переговоры начнутся в январе.

Лидер движения на суверенитет Каталонии Карлес Пучдемон недавно заявил о намерении вернуться в Барселону и добиться восстановления действия Декларации о независимости, провозглашенной четыре года назад, и аннулированной центральными властями.

Согласие Мадрида на переговоры еще не означает, что власти Испании смирились с неизбежностью суверенитета Каталонии. Но сам факт того, что администрация Педро Санчеса приглашает своих оппонентов за круглый стол, сама по себе о многом говорит. Судя по всему, Санчес внял призыву формального главы государства — короля Филиппа Шестого. Монарх еще четыре года назад призвал правительство отказаться от конфронтации и пойти на диалог с Барселоной.

В Каталонии смену риторики испанских правителей однозначно приветствовали. В Барселоне вновь заговорили о том, что возможности компромиссных решений, способных удовлетворить обе стороны, вовсе не исчерпаны.

Власти Каталонии всегда выражали готовность к конструктивному диалогу с центральным правительством при условии, что со стороны Мадрида не будет требований аннулирования Декларации о независимости. Карлес Пучдемон не раз давал понять, что он и его соратники готовы к определенным уступкам.

Однажды он даже намекнул на то, где именно следует искать компромисс. Пучдемон вовсе не случайно упомянул в присутствии журналистов о том, что в случае признания Мадридом Декларации о независимости Каталонии, он не собирается отказываться от испанского паспорта.

Бывший глава мятежной провинции сказал, что хочет быть гражданином Каталонской республики и одновременно подданным Испанского короля.
То есть, надо понимать, компромисс он видит в возможности нахождения некоего промежуточного статуса, который позволит Каталонии считаться независимым государством, но при этом сохранять определенные обязательства перед Испанией. Одно лишь однозначно – отношения между Барселоной и Мадридом видятся Карлесу Пучдемону в горизонтальной плоскости.

В мировой практике нет отработанной модели, которая позволила бы реализовать описанную схему. Но международные посредники очень любят предлагать подобного рода планы сторонам территориальных конфликтов. В связи с этим вспоминается пакет предложений сопредседателей Минской группы ОБСЕ, который весной 1998-го года был вынесен на обсуждение трех сторон карабахского конфликта.

Инициатива посредников предполагала создание Азербайджаном и Нагорным Карабахом так называемого “Общего государства”. По видимому, нечто подобное и хотел бы видеть у себя Карлес Пучдемон. Быть может, создание Общего государства Испании и Каталонии действительно позволило бы урегулировать кажущийся неразрешимым многовековой спор.

Официальный Мадрид убедился в том, что попытки подавления национального движения контрпродуктивны и бесперспективны. Власти Испании намерены впредь избегать силовых методов и начинают проявлять осторожную готовность считаться с волей народа Каталонии. Случай с мятежной испанской провинцией иллюстрирует заметную по всему миру общую тенденцию, свидетельствующую о приоритетности права нации на самоопределение. Только в одной Европе почти десяток стремящихся к самостоятельности регионов шаг за шагов приближаются к обретению государственного суверенитета. И почти во всех случаях власти “метрополии” проявляют уважение к выбору народа.

В 2008-м году в Гренландии состоялся референдум, на котором 75% граждан высказались за статус, мало чем отличающийся от независимости. Правительство Дании с этим согласилось. Референдум скоро состоится и на Фарерских островах, жители которых хотят выйти из под контроля Дании. В Копенгагене относятся к этому стремлению с пониманием и подавлять самоопределение не собираются. Всего несколько тысяч голосов не хватило сторонникам независимости Новой Каледонии.

В результате проведенного в ноябре 2018-го года референдума этот тихоокеанский архипелаг остался в составе Франции. Но в Париже обещали учесть волю каледонцев даже если она их разочарует. Любопытным был вердикт Верховного суда Канады по вопросу независимости Квебека. В нем было отмечено, что хотя конституция страны и не дает Квебеку права на провозглашение независимости в одностороннем порядке, воля народа превыше всего. Канадские судьи постановили, что если большинство населения Квебека выскажется за независимость, федеральное правительство обязано начать переговоры об отделении.

Терпимы к “сепаратизму” и в Лондоне. В Уэльсе министры валлийского правительства недавно создали специальную комиссию, которая будет рассматривать вопрос об отделении региона от Великобритании. Власти Соединенного Королевства решение о создании комиссии аннулировать не спешат.

Точно так же было и в случае с Шотландией. Палата лордов Великобритании разрешила шотландцам провести референдум по вопросу отделения. В Лондоне решили — если большинство населения края выскажется за суверенитет, Великобритания признает независимость Шотландии. В 2014-м большинство принявших участие в плебисците высказалось против выхода из состава королевства, но проблемы, вызванные Брекситом, многое изменили.

Лидер Шотландской национальной партии Никола Стерджен обещает добиться проведения повторного референдума. Социологический опрос, проведенный агентством “BMG” для газеты “The Independent”, показал — жители Великобритании согласны с тем, что право шотланцев и ирландцев на самоопределение должно быть признано.

Английский подход пугает многих в Баку. Много шума в свое время наделал намек, сделанный послом Британии в Азербайджане Ирваном Сиддигом. Выступая в бакинском университете “Хазар”, дипломат по сути призвал Ильхама Алиева последовать примеру Дэвида Кэмерона.

“Некоторые жители Шотландии не хотят оставаться в составе Великобритании. Вместо того, чтобы затевать войну, мы проведем референдум. Выходом из ситуации, связанной с определением будущего статуса Нагорного Карабаха, тоже должен стать референдум”, — заметил Сиддиг.

Таким образом, становится очевидным, что на Западе отношение к праву на самоопределение начинают переоценивать. Но мировое сообщество, признающее права шотландцев, каталонцев, гренландцев, фарерцев, каледонцев, эритрейцев, тиморцев, косоваров, похоже не готово смириться с тем, что народ Карабаха давно уже самоопределился и не собирается менять свой выбор.

redactor

Редактор RUSSPAIN. Просто редактор.
Подписаться
Уведомление о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Back to top button
Close

Adblock Detected

У Вас включена блокировка рекламы. Мы работаем для Вас, пишем новости, собираем материал для статей, отвечаем на вопросы о жизни и легализации в Испании. Пожалуйста, выключите Adblock для нашего сайта и позвольте окупать наши затраты через рекламу.