El Confidencial (Испания). Элеонора Первая (Leonor I), великий крах испанской монархии

Принцесса Леонор / La princesa Leonor pronuncia unas palabras durante la ceremonia de entrega de la 42 edición de los Premios Princesa de Asturias.
0

Если бы у Леонор де Борбон был младший брат, она всё равно имела бы приоритетное право на престол на основании статьи 14 Конституции, считают одни юристы. Другие не согласны и поддерживают тезис о том, что принцесса Элеонора стала бы Инфантой Испании и потеряла бы свой статус наследницы в пользу брата. 31 октября Леонор де Борбон исполнится 18 лет

«El Confidencial» (Испания): С 1388 года Княжество Астурия было передано во власть наследника Короны Кастилии, а затем Короны Испании. С тех пор и по сей день четырнадцать женщин носили титул «Принцесса Астурийская» (Princesa de Asturias), но, если не считать смерти или смещения вследствие рождения наследника-мужчины, в нашей стране было только две титулованные королевы. Конечно, если не считать Изабеллу Кастильскую (1451-1504), названную так Королевской академии истории (Real Academia de la Historia), — об этом пишет автор статьи «Элеонора I Испанская, великий крах монархии» («Leonor I de España, la gran disrupción de la monarquía») — Хосе Антонио Сарсалехос (José Antonio Zarzalejos)


Это были: её дочь, королева Хуана, считающаяся этой академией как первая королева Испании (1479-1555), мать Карла I Испанского и V Германского; и Изабелла II Бурбонская (1830-1904), ребёнок-первенец Фердинанда VI, свергнутого с престола в 1868 году.

Также в нашей истории регентство приняли две королевы-консорт, обе вдовы. Мать Елизаветы II, Мария Кристина де Бурбон (между 1833 и 1840 годами) после смерти Фердинанда VII; и мать Альфонсо XIII, Мария Кристина Габсбургско-Лотарингская и эрцгерцогиня Австрийская, вдова Альфонсо XII, скончавшаяся до рождения Альфонсо XIII, так что королева-супруга владела регентством с 1885 года —даты смерти ее мужа, короля — до 1902 года, когда ее сын он принял Корону еще при жизни от своей бабушки Елизаветы II, которая скончалась во дворце Кастилия в Париже в 1904 году.

Ни одну принцессу Астурийскую также не называли Элеонорой, в честь королевы Наваррской, родившейся в Олите в феврале 1426 года и умершей в Туделе в 1479 году. Она была инфантой Арагона и Наварры, графиней де Фуа по браку и первой правительницей, а затем королевой этой территории лишь на короткое время: всего 15 дней, потому что она вступила на престол 28 января 1479 года и скончалась 12 февраля того же года.

Можно утверждать, что наиболее распространенным и повторяемым именем королев-консортов и принцесс Астурийских было имя Изабелла. Фактически, последней принцессой Астурийской была Изабель Бурбонская, известная как Ла Чата, тетя Альфонсо XIII. Следовательно, наследница нарушает эту традицию собственным именем, отсылающим к истории королевства Наварра.

От салического закона к Конституции

Доступ женщин к испанскому престолу определялся преобладанием мужчин до XIX века, когда произошло то, о чем Королевская академия истории так рассказывает в своем биографическом словаре: «Одна из величайших проблем Фердинанда VII, ставшая в конце его жизни величайшей из всех: преемник.

Его первые три жены-Мария Антония Неаполитанская (1802-1806), Изабелла Браганская (1816-1818) и Мария Жозефа Амалия Саксонская (1819-1829) — не дали ему потомства; только от второй у него родилась девочка, которая не прожила и двух месяцев.

От его четвертой жены, его племянницы Марии Кристины де Бурбон, на которой он женился в 1829 году под влиянием народного энтузиазма, у него было две дочери (Изабель и Луиза Фернанда), но ни одного ребёнка мужского пола.

За несколько месяцев до рождения первой, которая должна была править под именем Изабеллы II, Фердинанд VII издал так называемую «прагматическую санкцию»- «Pragmática Sanción» (март 1830 г.), отменяющую салический закон, действовавший в Испании с 1713 г., и восстанавливающий кастильское право наследования, согласно которому при отсутствии мужчины по прямой линии в Испании могли править женщины самого высокого происхождения и ранга, не уступая более отдаленным в смысле генеалогии мужчинам.

Король оправдал свое решение, сославшись на то, что так было решено кортесами 1789 года, собравшимися, чтобы привести его к присяге в качестве принца Астурийского, хотя тогда документ не был опубликован». — пишет Королевская академия истории (Real Academia de la Historia).

Конституция 1978 года в своей статье 57.1 установила приоритет мужчин над женщинами при наследовании короны, что противоречит принципу гендерного равенства, закрепленному в статье 14 самой Великой Хартии вольностей.

Таким образом, если бы от брака Бурбонов с Ортис после принцессы Астурийской родился сын, создалась бы ситуация, требующая компромисса. Некоторые юристы утверждают, что, несмотря на установленное преобладание мужчин в праве наследования, если бы у Леонор де Борбон был брат, она имела бы приоритетное право на престол на основании статьи 14 Конституции, закрепляющей принцип равенства, который включен в раздел I, глава вторая, о правах и свободах.

Другие ученые не согласны и поддерживают тезис о том, что принцесса Элеонора стала бы носить титул Инфанты Испании и потеряла бы свой статус наследницы.

С течением времени возрастает настоятельная необходимость изменения соотношения прав мужчин и женщин при престолонаследовании.

Поскольку это не так, проблемы не существует. Но с течением времени возрастает настоятельная необходимость изменения преобладания мужчин над женщинами при наследовании престола, что непросто, поскольку это повлекло бы за собой серьезную реформу Конституции: согласие 2/3 Конгресса и Сената, роспуск кортесов, ратификацию соглашения о реформировании новым Кортесы с равным большинством голосов и обязательный референдум о ратификации (статья 168 ЕС).

Принцесса не вызывает споров

Существует также широкий консенсус в отношении того, что усиленная реформа раздела II Конституции спровоцировала бы неизбежные дебаты о самой парламентской монархии, и референдум по ратификации реформы был бы воспринят как новая легитимация короны, в чем нет необходимости, поскольку парламентская монархия уже имеет неоспоримую легитимность происхождения в 1978 году. Конституция, в статье 1.3 которой дословно сказано, что «политической формой испанского государства является парламентская монархия».

Корона, по мнению большинства опрошенных конституционалистов, является «экзистенциальным» элементом самой Конституции 1978 года, понимая, что, хотя наша конституция является процедурной Великой Хартией вольностей, без так называемых «положений о неосязаемости» (cláusulas de intangibilidad), изменение формы государства — переход от парламентской монархии к республике — не будет означать реформу, но комплексный процесс. Конечно, отпрыски Фелипе VI женского пола — принцесса Леонор и ее сестра Инфанта София — откладывают решение этого вопроса, но возможный брак наследницы — хотя впереди еще есть время — установил бы крайний срок для проведения конституционной реформы.

Прогноз о том, что будущей королевой Испании станет Леонор де Борбон-и-Ортис, следовательно, представляет собой новое измерение для короны и институциональной системы нашей страны. Часы начали отсчитывать время.

Это разрывает невидимую грань между величием исторического наследия и ролью личности в истории и открывает новые горизонты для Короны в демократической Испании.

Так с принцессой Леонор начинается разрушение испанской монархии. Её дед был королем-основателем, который отрекся от своих обязанностей вынужденным отречением; её отец, Фелипе VI, подобрал упавшую корону и восстановил ее в строгости, аскетизме и достоинстве, но… в тени своего отца Хуана Карлоса Первого.

Как у счастливой молодой женщины, у нее нет прошлого, хотя она, возможно, не в курсе всей истории, которая привела ее к роли главы государства.

P.S.: Прямым следствием совершеннолетия Леонор де Борбон является то, что ее мать, королева Летиция, теряет — по очевидным причинам — единственную роль, которую Конституция институционально закрепляет за ней: регентство.

В этом году, когда принцесса Астурийская уже подчиняется конституционным положениям, первым шагом из которых является решение правительства относительно особенностей ее военной подготовки, также должна состояться присяга на верность Конституции, потому что 31 октября Леонор де Борбон исполняется 18 лет.

Источник elconfidencial.com

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie. Принять Подробнее