Один из арестованных за участие в заговоре, торговавшем трупами иммигрантов, пытавшихся добраться до Испании на лодках patera, указал на Гражданскую гвардию в своем заявлении судье, расследовавшему дело. По словам двух источников, близких к делу, Франсиско Клементе заверил в понедельник, что информация, которую он получил и которую, предположительно, впоследствии использовал для предъявления обвинений семьям, поступила от агентов Гражданской гвардии. Клементе, который был единственным из 14 задержанных, давшим показания, сказал, что у него были контакты с агентами Гражданской гвардии в нескольких провинциях и что они предоставляли ему изображения тел по WhatsApp, чтобы он мог их опознать. Об этом для газеты Эль Паис пишут Мария Мартин, Окба Мохаммад (María Martín, Okba Mohammad)
Обвиняемый был арестован в минувшие выходные в ходе операции Гражданской гвардии. Дознаватели расследуют деятельность своеобразного картеля похоронных бюро, которые в явном союзе с Клементе наживались на расследуемой продаже конфиденциальной информации и предоставлении всех похоронных процедур для идентификации и репатриации трупов в Алжир и Марокко. На след сети напали в Картахене, но она протянула свои щупальца в Кадис, Альмерию, остальные регионы: Мурсию, Балеарские острова и Аликанте — провинции излюбленного направления для нелегальной иммиграции, особенно из Алжира.
В настоящее время Клементе находится на свободе, а судья изъял его паспорт. Газета EL PAÍS, которая с конца 2021 года расследует его действия и действия его предполагаемых сообщников, несколько раз пыталась связаться с ним. У его адвоката нет рабочего телефона, а Клементе отказывается общаться с этой газетой.
Изображения трупов, их одежды или татуировок были основными материалами, с которым подследственные вели дела, поскольку использовались для связи с семьями, разыскивающими своих пропавших родственников. Отправляя фотографии родственникам, утверждают следователи, Клементе уточнял у них, ищут ли они того, кого ищут, и приступал ко второй, более прибыльной части бизнеса: убеждал их заключить контракт с определенными похоронными бюро на проведение процедур опознания и репатриации. «Они говорили семьям, что только они способны репатриировать тело», — утверждают источники в следственных органах. Они брали с них от 3 000 до 10 000 евро. Заговорщики воспользовались тем, что в Испании нет четких протоколов по поиску и идентификации трупов мигрантов, которые пытаются прибыть нелегально. Даже зная, как это сделать, семьи, находящиеся за границей и не говорящие по-испански, сталкиваются с многочисленными препятствиями.
Заявление Клементе, в котором он указывает пальцем на Гражданскую гвардию, подводит силовиков под уголовную ответственность за распространение информации, охраняемой законом, такой как изображения трупов. До сих пор расследование указывало на сотрудников Института юридической медицины в Картахене как на источник утечки информации. Источники из Гражданской гвардии защищали «законность действий» своих сотркдников, не давая оценки показаниям задержанных в суде.
Клементе использовал свои социальные сети, насчитывающие более 150 000 подписчиков, для распространения откровенных изображений тел, одежды, украшений, шрамов и татуировок погибших, чтобы помочь семьям иммигрантов опознать своих пропавших родственников. Он делал это от имени НПО, в которой работает, — Международного центра по идентификации пропавших без вести мигрантов (CIPMID). В течение многих лет он публично просил о пожертвованиях и, согласно свидетельствам, собранным EL PAÍS, также просил деньги у семей в частном порядке.
Среди этих снимков были фотографии только что найденных на пляже трупов — материалы, к которым мало кто имеет доступ. При извлечении трупа присутствуют сотрудники гражданской гвардии, секретарь суда, судебный врач и водитель фургона, который должен доставить тело в Институт судебной медицины. На одном из опубликованных снимков, который EL PAÍS собирал до того, как он был удален, можно увидеть несколько украшений (браслет, серьги и кольца), сфотографированных по шаблону Гражданской гвардии.
Из того, что стало известно в ходе расследования, следует, что Клементе получил не самую большую прибыль. Согласно расследованию Гражданской гвардии, главарем заговора является Рашид С., владелец похоронного бюро в Мурсии (Испания). При обыске в его доме и машинах было найдено почти 70 000 евро.
Привилегированные контакты
Клементе уже не в первый раз хвастается своими контактами с правоохранительными органами Испании. Он делал это не только неофициально, но и в письменном виде, и использовал это, чтобы завоевать доверие семей. В 2021 году полиция спросила Клементе, является ли он автором изображений, которые он отправлял семьям жертв.
Клементе, которому скоро исполнится 27 лет, уже рассказал Гражданской гвардии о своих привилегированных контактах. В рамках дела о предполагаемой преступной сети, занимавшейся торговлей сирийскими беженцами и действовавшей в Алжире и Альмерии, 4 октября 2022 года Гражданская гвардия Альмерии вызвала его для дачи показаний в качестве свидетеля. Согласно документам, к которым получила доступ EL PAÍS, дознаватели допрашивали его о происхождении информации, которую он публиковал. Клементе объяснил им, что благодаря «известности», которой он добился в своих социальных сетях, у него появилось большое количество контактов и друзей, в том числе родственников мигрантов, уезжающих в Испанию. Но он добавил, что «в других случаях» именно силы безопасности и корпуса «обращаются напрямую» к нему, как к представителю НПО в Альмерии, «для сотрудничества в опознании тел, найденных в море из числа иммигрантов».
В среду НПО, в которой работает Клементе, опубликовала на сайте X (бывший Twitter) заявление, в котором «категорически опровергла ложные сведения, направленные на дискредитацию» работы организации и «подрыв доверия», оказанного им семьями. «CIPMID — это некоммерческая организация, которая тесно сотрудничает с силами и корпусом государственной безопасности, неукоснительно соблюдая протоколы действий», — заверяет организация. В своем заявлении НПО отрицает, что против нее ведется какое-либо расследование и что обвинения в ее адрес являются ложными. Она угрожает принять «законные меры», если в течение 48 часов не будут сняты «необоснованные обвинения».
На данный момент Гражданская гвардия ведет расследование не в отношении НПО, а в отношении Франсиско Клементе, который работает в этой организации. Это можно легко проверить на сайте НПО, где он по-прежнему фигурирует как ее сотрудник в Альмерии, а также по водяному знаку с названием CIPMID, который Клементе наклеил на некоторые из распространяемых им фотографий трупов.
На самом деле, в ходе разбирательства Гражданской гвардии, на котором Клементе выступал в качестве свидетеля в 2022 году, он ясно дал понять, что его сотрудничество по опознанию тел, которое он осуществлял в своих социальных сетях, происходило «всегда с разрешения и через ответственное лицо по имени Мари Анхелес». Мари Анхелес Кольса Эррера является основателем CIPMID, и EL PAÍS попытался связаться с ней в понедельник, прежде чем опубликовать название ее организации, но она не ответила. На своей странице в Facebook НПО также опубликовала фотографии трупов.