Города и регионыЕвропаНаукаРаботаРынок трудаТехнологииЭкономика

Европу ждет обратная “утечка мозгов”: до 3,5 млн реэмигрантов в Россию

Пресс-служба ВШЭ / Европу ждет обратная “утечка мозгов”: до 3,5 млн высококвалифицированных специалистов могут вернуться на родину В то время как пандемия продолжается, а удаленная работа в некоторых отраслях становится нормой, профессионалы, когда-то уехавшие трудиться в другие страны, начинают возвращаться на родину. Насколько сильным может быть это движение и к каким последствиям для экономики, социальной …

Пресс-служба ВШЭ / Европу ждет обратная “утечка мозгов”: до 3,5 млн высококвалифицированных специалистов могут вернуться на родину

В то время как пандемия продолжается, а удаленная работа в некоторых отраслях становится нормой, профессионалы, когда-то уехавшие трудиться в другие страны, начинают возвращаться на родину. Насколько сильным может быть это движение и к каким последствиям для экономики, социальной и политической жизни оно может привести, выяснили ученые из ВШЭ, Лёвенского католического университета и Университета Лилля. Препринт исследования вышел в сборнике GLO Discussion Papers.

За полтора года, прошедших с начала пандемии, ученые исследовали, как растущие человеческие потери, снизившаяся деловая активность и сократившиеся социальные взаимодействия влияют на экономику, а также на спрос на офисы и иностранных работников. Экономистов интересовал вопрос, ответ на который позволит прояснить будущее рынка труда: какая доля людей сохранит удаленный режим работы и какую часть из них составят мигранты, которые смогут вернуться в родные страны, не меняя место работы. «Обратная утечка мозгов» может привести к дополнительному оттоку капитала из стран, в которых расположены работодатели: дистанционно работают в основном квалифицированные специалисты с относительно высокими зарплатами, тратить которые они будут в стране проживания.

Основой для расчетов стал Европейский опрос рабочей силы (EU LFS), проведенный в 2016 году. Респонденты сообщали, в частности, место рождения и национальность, что позволило выделить мигрантов и определить страны их происхождения, а также должность и отрасль, в которой они трудятся. Для удаленной работы больше всего подходят позиции менеджеров, специалистов, младших специалистов и офисных работников, поэтому авторы рассматривали именно эти группы.

Чтобы оценить, какая доля сотрудников сможет остаться на удаленке на постоянной основе, вне чрезвычайных обстоятельств, экономисты использовали два подхода. В первом случае за потенциальную будущую «норму» принималось положение в странах, где удаленная работа получила наибольшее распространение еще до пандемии, – в Дании, Нидерландах и Швеции. Предполагается, что в них количество дистанционных сотрудников близко к потенциально возможному на существующем уровне развития технологий. Второй подход опирается на расчеты, которые были опубликованы уже после начала пандемии и подтвердились результатами опросов.

Сопоставив собранные данные, ученые рассчитали, какую долю работников европейских стран составляют мигранты на должностях, пригодных для удаленной работы. Наибольшей она оказалась в Швейцарии (16,6%), высокой в Австрии, Бельгии, Ирландии и Швеции (более 5%), а в Южной и Восточной Европе этот показатель заметно ниже (в Венгрии, Греции, Польше и Испании – менее 1%). Вычисленный показатель зависит как от общего числа мигрантов в экономике, так и от распределения мигрантов по должностям (если они занимаются в основном низкоквалифицированным трудом, то на приведенные выше результаты повлияют слабо).

Разница между показателями, рассчитанными в соответствии с первым и вторым подходами почти миллион потенциальных эмигрантов для 16 стран (для второго подхода – 3,6 млн против 2,7 – для первого). Эта различие отражает то, как расширились возможности для дистанционной работы за четыре последних допандемийных года, а также вследствие повышения доверия к удаленной работе после массового вынужденного перехода на этот формат весной 2020 года.

Эти оценки следует рассматривать как верхнюю границу возможной миграции – такое количество работников могут вернуться к себе на родину, но какая-то часть из них этого делать не станет (на решение могут повлиять как экономические соображения, так и социальные, культурные мотивы и личные причины). Основная доля потенциальных возвращенцев придется на европейские страны (как входящие, так и не входящие в Евросоюз), мигрантов из стран Ближнего Востока и Северной Африки, которые могут перейти на удаленку, в Европе намного меньше (300–400 тысяч).

«Речь здесь идет именно о квалифицированных специалистах, которые имеют возможность работать удаленно. Такие работники – это обладатели не только высоких зарплат, но и компетенций, человеческого капитала. Они увеличивают потребительский спрос в регионе проживания, а также способствуют формированию социально-культурной среды. Когда речь идет о сотнях тысяч специалистов, которые могут рассматривать переезд в страну происхождения, то для заинтересованных регионов это является поводом для обсуждения дополнительных мер по их привлечению», – рассказала соавтор работы, научный сотрудник факультета экономических наук ВШЭ Ирина Бакалова.

Возвращение в родные страны высококвалифицированных специалистов, имеющих хорошее образование и опыт работы, может принести значительную пользу их странам, даже если эти люди продолжат трудиться на прежнем месте. Помимо экономических выгод (рост потребления за счет притока обеспеченных соотечественников), они могут привнести новое в социальную и политическую жизнь страны, способствовать позитивным преобразованиям, вкладывать средства, знания и время в развитие своего города или региона.

Похожие процессы могут начаться и в России: Москва, Санкт-Петербург и другие крупные города традиционно становились точками притяжения для специалистов из регионов.

«Внутри России подобный отток может быть даже более выраженным в силу не столь серьезных юридических барьеров по сравнению с трансграничной миграцией. В случае создания благоприятных условий для удаленной работы (например, строительство коворкингов, обеспечение стабильного интернет-соединения), регионы могут привлечь квалифицированных специалистов, уехавших работать в Москву или другие крупные города.

Кроме того, компании имеют возможность нанимать сотрудников на удаленную работу из регионов без необходимости переезда в мегаполис. Многие регионы не могут предложить квалифицированным кадрам высокий уровень вакансий, но организовать благоприятные условия для удаленного труда – это выполнимая задача. Каждый регион должен рассчитать соответствующие выгоды и издержки, и мы также продолжаем работать над этими вопросами», – подвела итог Ирина Бакалова.

redactor

Редактор RUSSPAIN. Просто редактор.
Подписаться
Уведомление о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Back to top button
Close

Adblock Detected

У Вас включена блокировка рекламы. Мы работаем для Вас, пишем новости, собираем материал для статей, отвечаем на вопросы о жизни и легализации в Испании. Пожалуйста, выключите Adblock для нашего сайта и позвольте окупать наши затраты через рекламу.