Серхио Дельгадо назвал вою статью так:
«Это безумие. Испания — страна, которая пообещала своим пенсионерам больше всех, хотя знает, что мы близки к банкротству системы».
Несмотря на то, что правительство Педро Санчеса знает, что пенсионная система движется к банкротству, оно продолжает делать гигантские шаги и давать обещания своим пенсионерам. Испания задолжала пенсионерам так называемый «неявный долг» — обещания, которые официально не признаны и не предполагают выпуска облигаций, но которые должны быть выполнены.
Если верить исследованию Евростата, к 2021 году неявный долг превысит 500% ВВП. Это в пять раз больше, чем официальный долг, который связан с премией за риск.
Дисбаланс носит скрытый характер. На графике Евростата видно, что неявный долг набирает вес, поскольку правительство намерено покрывать платежи, полагаясь исключительно на налоги. С другой стороны, почти отсутствующие синие полосы представляют собой частные сбережения — часть капитализации.
Мы были на правильном пути, но они все испортили». Пенсионные реформы эпохи Эскривы стали катастрофой для Испании.
В странах с лучшим балансом, таких как Исландия, Нидерланды, Швеция и Дания, пенсии не зависят от демографических изменений, количества иммигрантов или роста страны.
С тех пор как три года назад начался выход на пенсию поколения бэби-бума, в государственной казне возник пресловутый и неизбежный дисбаланс низких и высоких пенсий. В итоге это означает, что государству приходится финансировать расходы на накопительные пенсии; примерно 16 или 17 % ВВП.
В Испании государственный долг продолжает расти. В 2023 году было зарегистрировано 326 949 новых пенсионеров, в то время как выбыло только 265 060. Эта разница в 23,4% считается самой высокой за всю историю наблюдений.
Обязательства Испании перед пенсионерами
Этот разрыв вдвое превышает разницу в 9%, зафиксированную в 2022 году, и превышает средний показатель за годы, предшествовавшие пандемии, который составлял 15%. Правительство продолжает загонять страну в долги за счет новых поколений, которые, в свою очередь, не имеют доступа к стабильной работе и достойному жилью.
Испанское государство взяло на себя обязательство перед держателям государственных облигаций выплатить им процентную ставку и вернуть основную сумму по истечении определенного периода времени, — срока действия облигаций. Если бы правила социального обеспечения изменились завтра и были приведены в соответствие с размером пенсионного фонда, пенсии начинались бы с 75 лет и были бы эквивалентны SMI.
С каждой пенсионной реформой условия выхода на пенсию изменяются, ухудшая условия для пенсионера, но пенсия остаётся неизменной. Пенсионер чувствует себя беспомощным в этом отношении и не имеет никаких прав.
Государство уже 10 лет относится к пенсионерам лучше, чем к молодежи. Несмотря на это, пенсионеры планируют акции протеста.
Согласно официальным данным, только в июне 2024 года было зарегистрировано 10,16 миллиона пенсий, что на 1,22% больше, чем в том же месяце 2023 года. Если быть более точным, то автономными сообществами, где баланс был наиболее напряженным, а ежемесячные колебания выросли больше всего, были следующие регионы: Балеарские острова (0,30%), Канарские острова (0,29%), Мурсия (0,24%), Ла-Риоха (0,22%), Валенсийское сообщество (0,21%) и Наварра (0,20%).
В Испании внутренняя норма доходности — Tasa Interna de Rendimiento (IRR) отражает процент, который пенсионер получает сверх своей заработанной пенсии, принимая за эталон сумму взносов. В некоторых секторах государство, как правило, проявляет большую щедрость. Так, например, для работников с коротким стажем (менее 25 лет) IRR составляет 6,04% по сравнению с 3,26% для тех, кто делал взносы 45 лет и более.
Кроме того, система более щедра к тем, кто выходит на пенсию в обычном для этого перехода возрасте, так как они получают пенсионный доход в размере 4,03% по сравнению с теми, кто выходит на пенсию раньше (3,52%) или позже (2,68%).
Неявный долг перед пенсионерами: подробности
Ситуация в Испании сложная. Инфляция — это одновременно и облегчение, и дополнительное бремя. Правительство намерено защитить покупательную способность пенсионеров и при каждом повышении ИПЦ увеличивать пенсионные выплаты на ту же сумму. На бумаге эффект будет нейтральным, но в реальности все обстоит совсем иначе, и в выигрыше всегда оказывается социально-политическая сторона, то есть те, кто получает пособия. Стратегия, направленная на то, чтобы в настоящее время большинство населения Испании оставалось довольным, ориентирована на пенсионеров.
Неявное долговое бремя в конечном итоге будет давить на экономику в течение следующих 30 лет. Отношение государственного долга к ВВП превышает 100 %, что влечет за собой соответствующие (для погашения процентов) платежи в бюджет. Налогов платится все больше, а инвестиций в экономику все меньше, потому что все больше ресурсов направляется не только на оплату ранее взятых обязательств, но и на их грядущее умножение в пять раз, вплоть до 500 % ВВП.
Страшных 500 % ВВП можно было бы избежать, сократив нынешнюю пенсионную систему и прогнозы на будущее. Однако все указывает на то, что в Испании эта цифра может вырасти до 600 %, а не быть отмененной и вызвать политико-социальный кризис.