В понедельник в самом центре Мадрида, столицы Испании, прошла манифестация, организованная выходцами из Эквадора. Они протестовали против обмана, коим, по их мнению, занимаются испанские банки в отношении иммигрантов, подсовывая им "непотребные" ипотечные договора.
Особенность договоров, которые возмутили манифестантов, заключаются в том, что даже передав банку жильё, которое выступает в качествен залога, заёмщик остаётся должен банку столь значительную сумму, что залога будто бы и не было (La legislación no contempla la entrega de la vivienda hipotecada como pago).
Собравшиеся возле здания Генеральной Прокуратуры ( Fiscalía General del Estado) участники акции ритмично и почти в рифму выкрикивали: "¡Banqueros usureros que engañan al obrero!", то есть, "Банкиры — ростовщики обманывают рабочий рабочего человека!". Примечательно, что часть лозунгов была направлена против правосудия, которое потакает банкам — своим покровителям в выселении людей из неоплаченного ипотечного жилья: "Justicia auspiciada por los bancos"
"Мы обращались к прокуратуре, чтобы её сотрудники прекратили принимать решения о выселении, но наши призывы остались без внимания, будто бы мы говорили с глухими", — заявила одна из организаторов акции, представитель координационного центра эквадорцев в Испании ( Aída Quinatoa, responsable de la Coordinadora Nacional de Ecuatorianos en España — CONADEE). Выходцы из Эквадора составляют одну из самых массовых иммигрантских диаспор в Испании, объединяющую более полумиллиона человек.
Среди участников акции была и Нелли Вивас, история которой есть в архиве "Иммигрант-инфо" (ноябрь 2010 года):
47-летняя Нели Вивас из Эквадора, мать четверых детей (18, 17, 15 и 8 лет), вместе с ними перебралась жить в арендованное жильё, прожив всего полтора года в купленной по ипотеке квартире в Сарагосе. При этом она задолжала банку — кредитору 52 тысячи евро. Таких, как она, только в одной Сарагосе насчитывается 3000 семей за 2 года, в подавляющем большинстве, иммигранты, лишившиеся работы.
Парой слов об аморальности риелторов по отношению к иммигрантам перед корреспондентом из местной газеты обмолвился банковский адвокат Рамон Кампо (RAMÓN J. CAMPO) из Сарагосы, специализирующийся на делах об изъятии залога или, проще говоря, о выселении неплательщиков ипотеки из купленного жилья. Упомянув о том, что только через него ежедневно проходит по 3 дела, и о том, что в 2009 году на улицу были выброшены 1141 семей, а за 10 месяцев этого уже 1557, он сказал: "Жестокая правда жизни состоит в том, что торговцы недвижимостью по отношению к неопытным иммигрантам порой ведут себя настолько аморально, что их непорядочность граничит с преступлением"
Согласно сведений, которыми располагает банковский адвокат, "комиссионные некоторых риелторов достигают 13% от суммы сделки. Во время кризиса эта категория рвачей ушла с тонущего рынка недвижимости, как крысы бегут с тонущего корабля, остались только порядочные специалисты, которые довольствуются традиционным 1% с операции.
По мнению Дона Рамона, иммигранты дорого платят за несбывшиеся из-за кризиса мечты о богатой и счастливой жизни в Испании. А купившим жильё по ипотеке счета за крушение иллюзий идут с суровыми процентами. Во-первых, иностранная рабсила, как самое слабое звено на рынке труда лишается заработка — единственного источника средств к существованию. Во-вторых, трудвые иммигранты лишаются крыши над головой. В-третьих, они лишаются еще и будущего заработка.
В случае с Нели Вивас (Neli Vivas), расставшись с жильем, она еще осталась должна банку 52 тысячи евро. "Нам никто не объяснил, что вместе с ипотекой идет этот добавочный долг. Я даже представить себе не могла какое мрачное будущее ждет мою большую семью в Испании", — сказала она в беседе с журналистом и добавила, что её брат и сестра, оказавшись в такой же ситуации, "оценили перспективы и уехали на родину, проклиная тот день и час, когда надумали перебраться в Испанию. И никто их там не ищет, чтобы что-то взыскать. Не отправиться ли вслед за ними?"
Сейчас сеньора Вивас сама не верит, что когда-то в лучшие времена, летом 2007 года, получая 1200 евро в месяц и имея кое-какие сбережения, она отважилась купить 4-комнантную квартиру, требующую ремонта, по которой она подписала кредитный договор на общую сумму 227500 евро. "Бандитские комиссионные риелторов, конечно, аморально. А воровские проценты банков — разве это по-человечески?"
По материалам: Europa Press, Reuters, Euronews, AFP, EFE, AP, rian.ru
Николай Кузнецов, сайт Русская Испания