В последние годы Испания усилила борьбу с отмыванием преступно нажитых капиталов. Одновременно она ужесточила свое налоговое законодательство и борьбу с неуплатой налогов. Эти меры коснулись не только граждан Испании, но и иностранцев, проживающих здесь постоянно, то есть являющихся налоговыми резидентами. Так, по официальной статистике, к началу 2015 года в стране проживало около 65 тысяч россиян и 90 тысяч украинцев. Однако меры контроля коснулись далеко не всех, а лишь обладателей дорогостоящего имущества и солидных банковских счетов.
"Закон о борьбе с отмыванием капиталов, на основании которого компетентные органы получили право требовать у иностранцев документы о происхождении их капиталов, вложенных в имущество или банковские активы, был принят в апреле 2010 года", — пояснил DW Грегорио Фуэнтес, член коллегии адвокатов Валенсийского автономного сообщества. Он специализируется на защите лиц, обвиненных в финансовых и налоговых преступлениях. По словам адвоката, администрация получила право замораживать счета тех лиц, кто "не отреагировал в положенные сроки — обычно это два-три месяца — на требование предоставить справку о происхождении своих капиталов". Реализоваться это право стало в прошлом году.
Фуэнтес также напомнил, что с весны 2014 года налоговая инспекция стала требовать у иностранцев ежегодно заполнять так называемую форму № 720 — декларацию о наличии за пределами Испании собственности — недвижимости и банковских активов на общую сумму более 50 тысяч евро. За утаивание своего зарубежного состояния нарушителям грозит штраф от 5 до 10 тысяч евро. По данным адвоката, для проверки правильности заполнения указанной формы испанские налоговики связываются со своими зарубежными коллегами, включая российских и украинских.
Требования объяснить происхождение доходов и отчитаться за оставшееся на родине добро, предъявляются далеко не всем иностранцам. "Если вы, трудовой мигрант, ездите на работу на велосипеде, живете в снятой мансарде, а в банке имеете несколько сот евро, то вас, естественно, никто беспокоить не будет", — отметил адвокат Фуэнтес. "Но если вы приобрели особняк за несколько миллионов, скупили акции на аналогичную сумму и ездите на "Бентли", то будьте уверены — рано или поздно вы попадете в поле зрения компетентных органов, и вас уведомят о необходимости объяснить происхождение доходов".
По данным испанского адвоката, "далеко не все богатые россияне оказались в состоянии предоставить документы, свидетельствующие о законном происхождении привезенных в Испанию денег", а посему их счета были заморожены. Фуэнтес признался, что среди последних оказались не менее десятка его российских и украинских знакомых, живущих в Валенсийском автономном сообществе. А всего, по данным юриста, указанной санкции подверглись "сотни выходцев из бывшего СССР". Более точной цифрой он не располагает, поскольку эти данные властями пока не разглашаются.
Информацию о замораживании банковских вкладов россиян, живущих в Испании, подтвердил и другой собеседник DW — Николай А., оказывающий посреднические и консалтинговые услуги соотечественникам в Андалусии. Именно здесь, на юге страны, в районе городов-курортов Марбелья и Сотогранде, по данным испанской прессы, проживают наиболее состоятельные представители диаспоры из постсоветского пространства. Согласившись ответить на вопросы, касающиеся нынешних проблем с банковскими счетами и уплатой налогов, Николай настоял на условиях анонимности, поскольку речь идет о "весьма деликатной и болезненной для многих людей проблеме".
Россиянин считает, что большинство соотечественников, учитывая нынешнюю кампанию в России по возвращению вывезенных капиталов, просто боятся затребовать на родине документы, которые могли бы подтвердить законность происхождения их денег. И речь, разумеется, не идет о том, чтобы оправдать какие-то криминальные дивиденды, а лишь о средствах, полученных в результате вполне легальной деятельности. Поэтому большинство людей, чьи счета оказались замороженными, "даже не пытаются оспаривать действия испанских властей и смиряются с их решением".
Недовольство состоятельных выходцев из России, по свидетельству Николая А., вызывает и необходимость декларировать в Испании свои доходы, получаемые на родине. Не секрет, по его словам, что, к примеру, "большинство проживающих здесь богатых россиян живут именно за счет этих доходов". Испанское законодательство заставляет их, после уплаты налогов на родине, доплачивать разницу в Испании. А разница эта весьма существенная. Например, если налог на физических лиц в России составляет 13 процентов, то в Испании он прогрессивный и колеблется от 24,4 до 51,9 процентов. Последний процент действителен для тех, чьи доходы превышают 300 тысяч евро в год.
Налоговые меры властей вызвали в прошлом году недовольство предпринимательских кругов Испании, связанных с продажей недвижимости и с использованием российских инвестиций. Они посчитали, что эти меры могут отпугнуть, как нынешних, так и потенциальных клиентов. Это мнение было выражено в июле 2014 года в газете Sur известным испанским юристом Рикардо Боканегра.
Однако, опрошенные DW адвокат Грегорио Фуэнтес, консультант Николай А., а также ряд представителей диаспоры, утверждают, что недовольство указанными мерами не провоцирует отъезд на родину состоятельных выходцев из России и других стран постсоветского пространства.
Источник: DW