
Как происходящее вокруг нового закона выглядит снаружи? И что у него внутри? Претензии иммигрантских ассоциаций к законодателям не носили и не могли носить характер поправок к конкретным статьям и параграфам будущего документа, в них выражено отношение протестующих к принципам, заложенным в основу принимаемого законодательного акта. "Мы не люди второго сорта и не бесчувственная рабсила, – мы – личности!" – гласили вчера плакаты манифестантов. (На фото: министр Труда и иммиграции Испании Селестино Корбачо)
Немногочисленные акции – от 50 до 200 человек – проходили в Мадриде и в Барселоне, в Валенсии и в Малаге перед зданиями органов государственной власти. Плакаты аккуратно сложены до того момента, когда новый закон об иностранцах будет утверждаться в Сенате.
В Барселоне в акциях, кроме иммигрантских ассоциаций, приняли участие представители солидных испанских профсоюзных и правозащитных объединений: SOS Racismo, la Confederación de Asociaciones Vecinales de Cataluña (CONFAVC), CCOO.
Тем временем вчера в конгрессе шло распределение полномочий между центральной властью и автономиями по отношению к иммигрантам, которых эти перемены могут не обрадовать. В частности, переданные автономным властям полномочия о предоставлении права на работу по существу ограничивают возможности иммигрантов на трудоустройство территориальными рамками. Причина проста: разрешения и запреты каталонских чиновников, даже самых высоких, не имеют юридической силы в соседней Валенсиане.
Ранее перерегистрация иностранного работника, перебравшегося в другую автономию, носила сугубо уведомительный характер, а теперь мало будет уведомить иммиграционные офисы по старому и новому месту жительства о переезде, потребуется на новом месте "за границей Каталонии (Андалусии и т.д.)" просить новое разрешение на работу. Региональным бюджетам от этого несомненная польза, – они пополняются платежами разных сборов и пошлин, сопровождающих бюрократические процедуры.
Региональным чиновникам – несомненная прибавка к авторитету: выйдя на международный уровень, теперь они, а не Мадрид, будут давать разрешения на трудоустройство, на основании которых консульства Испании за рубежом будут выдавать рабочие визы.
Компетенции по выдаче разрешений на воссоединение семей тоже переходит в руки региональных административных органов. Какие реальные последствия такая "перегруппировка властей" может повлечь за собой для воссоединяющихся семей иммигрантов? Очевидно, что вступает в силу то же ограничение, что и для работников по найму: привязка к территории, ведь начав действовать по новому закону, чиновники вместе с "семейным" видом на жительство будут выдавать и разрешения на работу… на территории автономии.
Как поведут себя региональные власти, чтобы отработать деньги, которые Мадрид будет выдавать целевым назначением на интеграцию иммигрантов в каталонское (андалузское) общество, гадать не приходится. Это будут давно обещанные обязательные курсы по изучению языка, истории, культуры, общественного устройства. Наверное, это пойдет на пользу тому, кто, перебравшись жить в Испанию, до сих пор ленился или боялся высунуть голову из своей "раковины", осмотреться и проникнуться духом новой родины.
Таков, в общих чертах, региональный пласт нового иммиграционного закона, который станет пластом нашей реальной жизни только после того, как чиновники на местах получат уточненные должностные инструкции, которые пока никто ещё не начинал составлять.
Вернемся к общеиспанским нововведениям:
При сохранении сроков нынешнего порядка, согласно которому право на воссоединение с собой супругов и несовершеннолетних детей имеет только иностранец из числа не-европейцев, легально проживший в стране более года, несколько расширяется понятие "супружеские отношения". По новому закону к ним будет приравниваться pareja de hecho, – фактический брачный союз (зарегистрированное в мэрии сожительство). Давайте вместе надеяться, что это намного упростит процесс создания семьи, хоть юридически и не совсем полноценной, но достаточной для обретения заветного испанского вида на жительство.
Для разнообразия немного о положительных сторонах нового иммиграционного закона:
В соответствии с новыми правилами нелегальные иммигранты получают право на участие в объединениях, профсоюзах, ассоциациях, забастовках и манифестациях.
Нелегалы моложе 18 лет получают право на бесплатное образование. Доныне разрешалось обучение до уровня ESO.
Нелегалы получат право на бесплатную юридическую помощь. Ранее такое право было только у легальлных иммгрантов.
Государственные средства, направляемые на интеграцию иммигрантов в испанское общество, будут увеличены. В 2009 году они составят 200 миллионов евро, а в 2010 году более 250 миллионов.
Увы, радостного в дискриминационном законе не так много, как хотелось бы, поэтому возвращаемся к настрою на несколько печальный деловой лад:
– Увеличатся максимальные санкции за нарушения иммиграционного законодательства: за легкие – с 300 до 500 евро, за средней тяжести с 6000 до 10000 евро, за тяжкие с 60000 до 100000 евро.
– Нелегальная работа. Предприниматели, использующие труд нелегалов, отныне должны будут, кроме уплаты штрафа от 60000 до 100000 евро, произвести оплату репатриации. Фиктивные работодатели, то есть, оформляющие с иностранцем трудовой контракт исключительно с целью легализации последнего, без реального трудоустройства, будут подвергаться штрафу от 10001 до 100000 евро за каждый фиктивный контракт.
– Фиктивные браки, оформленные с той же целью, повлекут за собой штраф в тех же размерах, – от 10001 до 100000 евро.
– Фиктивная (не соответствующая месту фактического проживания) прописка иммигранта будет квалифицироваться как нарушение средней тяжести и караться штрафом от 500 до 6000 евро.
– Экстрадиция (депортация). Экстрадиция нелегалов теперь будет сопровождаться запретом на въезд в страну на 5 лет вместо нынешних 10 лет. Задержанным нелегалам теперь будет предоставляться возможность избежать запрета на въезд в Испанию, если они после задержания добровольно и за свой счет покинут страну. На это суд будет давать от 1 недели до 1 месяца.
По материалам: Europa Press, Reuters, Euronews, AFP, EFE, AP, rian.ru
Николай Кузнецов, Русская Испания