"Серебряный лев" венецианского кинофестиваля за лучшую режиссуру достался 45-летнему испанцу Алексу де ла Иглесия за фильм "Печальная баллада для трубы" — гротескную историю о противостоянии рыжего и белого клоуна на фоне франкистской Испании.
"Я сделал этот фильм, чтобы изгнать из души боль, которая не смывается, как нефтяное пятно, — пишет режиссер в предуведомлении к премьере. — Я чувствую себя искалеченным жутким и печальным прошлым, как если бы я тонул в ностальгии по чему-то, чего никогда не было. Это кошмар, который не дает мне быть счастливым. Я хочу аннигилировать ярость и боль шуткой и гротеском, которые заставят людей смеяться и плакать одновременно". Он назвал свою картину по имени песни Рафаэля "Печальная баллада для трубы" и поместил ее действие в 1973 год, когда ему было восемь лет. Фантастичны уже титры, которые предлагают непривычный для современной анемии эмоциональный напор и сопровождаются гротескным смехом свифтовских лилипутов. Нас приглашают во вселенский цирк. И мы для начала окажемся на арене уличного шапито 1937 года — года гражданской войны в Испании, маршей франкистских штурмовиков по улицам Мадрида, активного созревания националистического переворота. Цирк под бомбами — это состояние войны уже не покинет картину до финала.
Потом время ускорится и с помощью хроники переместится в 1973-й. Хроника будет напоминать тот же цирк, только черно-белый.
Лирический герой фильма Хавьер — потомственный клоун, но — белый, печальный, как и наказал ему отец. В цирке есть и рыжий — мачо Серхио. Оба влюблены в акробатку Наталью — красивейшую в труппе. Мачо, впрочем, считает ее своей. Его любовь напоминает убийство, и Хавьеру будет трудно. В этом фильме вообще секс ужасен, а ужас сексуален. В нем груди-мячи, ресницы-веера, а носы мужчин, как и положено в клоунаде, — картошки.
Сюжет вырастает одновременно и из вечного циркового смертоубийства между клоунами белым и рыжим, и из оперы "Паяцы", где, смеясь, убивают и умирают. Сюжет помещен на цирковую арену, разросшуюся до пределов земного мира, в музей ужасов и в Диснейленд с его крокодилами, кинг-конгами и живыми трупами. Эстетика модного клипа в нем сплавлена с хоррором, теневым театром и закадровой симфонической музыкой, которую можно издавать отдельным диском. Эксцентрический стиль картины немного напомнит "Воображариум" Гиллиама, но без его сусальности — здесь все резко, рискованно, до полной гибели всерьез.
Цирк выявляет в мире черты абсурда. Мотоциклист — Человек-ядро — летает между зданиями на высоте крыш, гулко шмякается о стены, издает предсмертные стоны, но регулярно остается в живых. В этом фильме можно бить человека молотом по животу на плахе паркового аттракциона для измерения силы удара — и это еще не будет финалом его жизни.
Амплуа незыблемы в цирке. В этом кино, как и в этой жизни, амплуа легко перетекают друг в друга: рохля становится мстителем-террористом, чудовищем Франкенштейна, клоуном даже не рыжим — аспидно черным. Он может сбежать из больницы в белом халате с голой попой, как герой фильма "Весь этот джаз", блуждать по босховским чащам, рвать зубами мясо упавшего с небес оленя и лучше любого пса работать охотничьей собакой. Он будет взрывать города пистолетным выстрелом и сражаться с побелевшим от ужаса рыжим на каменном кресте, воздвигнутом под небеса. Акробатка Наталья тоже совершает свои полеты теперь с размахом булгаковской Маргариты, и все это прочно закреплено на земле якорями реальной телевизионной хроники.
В фильме есть сцены, которые я отнес бы к разряду великих. И есть то гениальное хулиганство, которому только и под силу утрамбовать в полтора часа весь наш смертный человеческий мир с его бессмертной глупостью.
Испанские СМИ:
*** El director español Álex de la Iglesia ha obtenido, en la 67 edición del de Cine de Venecia, el León de Plata al mejor director y el premio al mejor guión por la película "Balada triste de trompeta", en una ceremonia en la que la directora estadounidense Sofia Coppola ha logrado el León de Oro a la mejor película por 'Somewhere', su cuarta cinta. El director norteamericano Monte Hellman se ha alzado con el León Especial por toda su trayectoria en el mundo del cine y el polaco Jerzy Skolimowski ha obtenido el galardón Especial del Jurado por el filme "Essential Killing".
Por su interpretación en la obra de Skolimowski, Vincent Gallo se ha hecho con la Copa Volpi al mejor actor, mientras que la franco-griega Ariane Labed ha recibido el premio a la mejor actriz por su papel en 'Attenberg', una cinta dirigida por Athina Rachel Tsangari.
El jurado de este festival está presidido por el director estadounidense Quentin Tarantino, seguido del mexicano Guillermo Arriaga, la lituana Ingeborga Dapkunaite, el francés Arnaud Desplechin, el americano Danny Elfman y los italianos Luca Guadagnino y Gabriele Salvatores.
Tres premios en 2010
El director bilbaíno y presidente de la Academia de Cine española, que recibió hace dos meses el Premio Nacional de Cinematografía, suma este sábado dos galardones más a su carrera tras participar en el Festival de Cine de Venecia. 'Balada Triste de Trompeta', que todavía no se ha estrenado en España, es un retrato de la historia española del siglo XX a través de la mirada de dos payasos, Sergio y Javier, interpretados por los actores Álex de la Torre y Carlos Areces.
El rodaje de la cinta ha tenido lugar en Madrid y en los estudios Ciudad de la Luz (Alicante). Se trata, además, del primer filme del director bilbaíno en el que no trabaja junto a Jorge Guerricaechevarria. ***
По материалам: Europa Press, Reuters, Euronews, AFP, EFE, AP, rian.ru
Николай Кузнецов, сайт Русская Испания