Их осталось совсем мало, — тех, кто был ребенком в 1936-1939 годах минувшего столетия, во времена войны, проигранной республиканцами сторонникам каудильо (по-испански "вождь") генерала Франко. Под категорию "дети войны" ("niños de la guerra") в Испании подпадают всё тогдашнее население Испании, так или иначе пострадавшее от тех исторических событий. В первую очередь, это дети, вынужденно покинувшие свою родину.
Именно поэтому, в соответствии со сложившейся традицией, "детьми войны" в Испании занимается иммиграционное ведомство. Конкретно министерство Труда и иммиграции, а ещё конкретнее — государственный секретариат по вопросам иммиграции и эмиграции — La Secretaría de Estado de Inmigración y Emigración. Во втором полугодии 2011 получателей специальной материальной помощи постаревшим жертвам далекой истории на землях Риохи осталось всего шесть человек.
70 лет назад, в полночь 12 июня 1937 года, от причала баскского порта Сантурсе, на севере Испании, отошел сухогруз «Гавана» и взял курс на Францию. На его борту находилось около полутора тысяч ребятишек, которых необходимо было срочно вывезти из Испании, в которой шла кровопролитная Гражданская война, вызванная мятежом части армии во главе с генералом Франко.
Через несколько дней «Гавана» прибыла во французский порт Марсель. Там юные испанцы были распределены между странами, согласившимися принять их — Франция, Англия, Бельгия, некоторые другие. В том числе и Советский Союз. За этим судном последовали другие. В конечном итоге 34 037 испанских ребят в возрасте от четырех до 14 лет покинули свою родину. Около трех тысяч /главным образом из Астурии и Страны басков/ оказались у нас.
«Дети войны», как называли юных испанцев, живших в нашей стране, с благодарностью вспоминали и то, с какой теплотой их встречали в Советском Союзе, и то, как к ним относились во все последующие годы. Кончита Гонсалес, например, рассказывала: «Мы прибыли в Ленинград, где нас встречали оркестром, цветами, теплыми речами. Перед тем, как отправиться в другие города, мы побывали в музеях, театрах, и повсюду ощущали заботу и трогательное отношение к себе».
В этой связи можно напомнить, что к концу 1938 года в Советском Союзе было 15 детских домов для испанских ребят.
Вскоре и в нашей стране началась война. Наступили суровые дни и для взрослых, и для детей. Но даже в те годы юные испанцы чувствовали к себе особое отношение, были окружены вниманием, разумеется, насколько это позволяло военное лихолетье.
Конечно же, им было трудно. Как заметил Луис Фуэнтурбель, трудно было и всей России. «И тем не менее мы ощущали заботу о себе. Нам дали возможность получить высшее образование, мы не имели никаких проблем с трудоустройством». Он напомнил, что ему с детства нравился цирк, мечтал работать в нем. И мечта эта стала реальностью именно в Советском Союзе: более тридцати лет отдал любимому делу.
Большинство испанцев пустили глубокие корни в нашей стране, обзавелись семьями, создав смешанные браки. Они прожили в Советском Союзе несколько десятилетий — большую часть своей жизни. Но недаром говорится: в гостях хорошо, а дома все же лучше. Родина манила их, и они не оставляли надежду на возвращение домой. И как только в конце 1950-х годов правительство Франко разрешило некоторым категориям эмигрантов вернуться в Испанию, «дети войны» воспользовались этим разрешением.
После кончины Франко в ноябре 1975 года каких-либо препятствий для возвращения в Испанию не было, и все желающие приехали на свою родину, на всю оставшуюся жизнь сохранив благодарность к стране, в лихую годину приютившую их.
Несколько лет назад в Мадриде вышел сборник воспоминаний «Мы это пережили». Весьма знаменателен подзаголовок, предпосланный к ней и вынесенный на обложку — «В знак благодарности «детей испанской войны» русскому народу». В книге 126 страниц, и каждая из них — волнующее и трогательное повествование о пережитом, о том, как приняли в далеком 1937 году испанских мальчишек и девчонок в нашей стране, о том, как они стали врачами, инженерами, адвокатами, артистами, агрономами, театральными режиссерами, журналистами, летчиками, учителями. Об этом рассказал Рассказывает Анатолий Медведенко, nnm.ru.
Упомянутая в самом начале материальная помощь была назначена законом 3/2005 от 18 марта 2005 года испанцам оказавшимся за границей вследствие гражданской войны ( Guerra Civil) и прожившие вдали от родных краёв значительную честь своей жизни, независимо от гражданства. Многие из них со временем перебрались на родину и получили королевское подданство, поскольку иммиграционное законодательство Испании относит их к приоритетной категории иностранных граждан.
Больше всего таких насчитывается в Каталонии — Cataluña — 440 человек. Вторая по численности "niños de la guerra" автономия — Галисия — Galicia — 286человек. Немногим меньше в Стране Басков — País Vasco — 263. Далее следуют:
Мадрид — Madrid — 233;
Астуриас — Asturias — 210;
Андалусия — Andalucía — 111;
Арагон — Aragón — 83;
Менее всего получетелей вышеупомянутой материальной помощи проживает на Балеарских островах и в Риохе — по 6 человек: в Эстремадуре — Extremadura — 8; в Наварре и Мурисс — Navarra и Murcia — по 15 человек, на Канарских островах — Canarias — 17человек. В Анклавах Сеута и Мелилья — Ceuta и Melilla 3 и1 соответственно. Распределение по остальным регионам:
Кастиля Ла Манча — Castilla-La Mancha — 20;
Кастилья и Леон — Castilla y León — 54;
Валенсиана — Comunidad Valenciana — 63
По остальным регионам распределено 132 человека.
Руис Нико для компании RUNIGA, www.runiga.ru