Пучдемон требует создания «механизма посредничества», т.е. независимых арбитров для переговоров, поскольку лидер сепаратистов не доверяет центральному правительству в том, что касается заявлений нынешней временной власти.
В последнее время вокруг Карлеса Пучдемона стало довольно тихо. С тех пор как бывший премьер-министр Каталонии бежал в Бельгию, спасаясь от испанского правосудия после незаконного референдума и провозглашения независимости в 2017 году, лидер сепаратистов больше попадал в заголовки газет в связи с юридическими интригами вокруг требования об экстрадиции его в Испанию и иммунитета как депутата Европарламента. В политическом плане его партия Junts в последние годы практически не играет роли в Испании.
Но все резко изменилось после досрочных парламентских выборов 23 июля. Семь депутатов от «JUNTS» незаменимы в сложной политической арифметике формирования правительства. Пучдемона, находящегося в самоизгнании в бельгийском городе Ватерлоо, сейчас снова обхаживают. В понедельник и.о. министра труда Йоланда Диас посетила Брюссель, чтобы посетить политика, в отношении которого в Испании по-прежнему действует ордер на арест. И.О. заместителя премьер-министра подчеркнула, что она едет в качестве лидера левой коалиции Sumar. Но цель поездки, очевидно, заключалась в том, чтобы «прозондировать почву» на предмет возможной поддержки со стороны «JUNTS» новой редакции левого правительства премьер-министра Педро Санчеса.
«Уважение к движению за независимость»
На следующий день в зале заседаний Европарламента Пучдемон подробно изложил свои условия избрания нового правительства. Во-первых, он потребовал «уважения демократической легитимности движения за независимость». В этом сепаратистам отказывают, особенно правые партии и СМИ, в то время как левые силы не исключают возможность согласия на отделение Каталонии от Испании в рамках конституции и демократических правил игры. Во-вторых, Пучдемон требует создания «механизма посредничества», т.е. независимых арбитров для переговоров, поскольку лидер сепаратистов не доверяет центральному правительству в том, что касается заявлений нынешней временной власти.
Важнейшим моментом является требование амнистии для участников референдума 2017 г. Хотя правительство Санчеса помиловало осужденных лидеров, сотни активистов, мэров и других политиков по-прежнему остаются наказанными в разной степени, — от запрета на 5 лет занимать руководящие должности до лишения свободы. Пучдемон заявил в Брюсселе требование о «полном и эффективном отказе от юридического преследования движения за независимость». Правительство уже не исключает такой меры, которую еще недавно категорически отвергало. Политики и юристы спорят о том, может ли всеобщая амнистия быть конституционной. Пучдемон настаивает на том, что основой для переговоров должны стать не конституционные нормы, а международные договоры по правам человека. «Речь идет не о том, чтобы что-то подправить, чтобы сделать возможной законодательную власть и преградить путь правым», — предупредил каталонец: «Речь идет о том, что если соглашение будет достигнуто, то это должно быть историческое соглашение».
Предложение консерваторам
Появление лидера сепаратистов в Брюсселе вызвало совершенно иную реакцию. Пучдемон официально обратился со своим предложением к обоим претендентам на пост премьер-министра — и социалисту Санчесу, и консерватору Альберто Нуньесу Фейхоо. Лидер Народной партии (НП) выставляет свою кандидатуру на выборах в нижнюю палату парламента, которые состоятся в конце сентября, но не набрал необходимого большинства голосов. Лидер оппозиции оперативно отреагировал на выступление Пучдемона. Он заявил, что если бы условием поддержки со стороны его партии была амнистия, то необходимости во встрече не было бы. Однако Нуньес Фейхоо и ранее демонстрировал готовность к переговорам с сепаратистами, что вызвало раздражение многих представителей консервативного лагеря.
Действующее левое правительство воздержалось от комментариев по поводу выступления Пучдемона. Но в кулуарах царил осторожный оптимизм относительно шансов Санчеса на переизбрание. В отличие от своего обычного тона, каталонец выбрал примирительный и отчасти конструктивный. Главную проблему сепаратистов — проведение очередного и обязательного референдума о независимости Каталонии — он пока оставил в стороне. Этот вопрос должен быть прояснен позднее. В понедельник в своем выступлении Санчес также сделал риторический шаг навстречу националистам. «Мы должны продолжать охранять сосуществование территорий и народов, защищая многонациональность Испании и оставляя позади прошлое окопов и баррикад», — заявил премьер-министр.
Что говорят баски
Баскские националисты, чьи депутаты в нижней палате парламента также необходимы для формирования правительства, также высказали свое мнение. Премьер-министр Страны Басков Иньиго Уркуллу, представляющий консервативную партию PNV, в своей статье в газете «El País», вызвавшей много откликов, представил свой план урегулирования конфликта. В рамках «конвенции», которая не имеет дальнейшего определения, предполагается проработать возможности дальнейшего развития прав автономии «исторических национальностей» в рамках конституции, чтобы обеспечить «существенный, позитивный прогресс на пути к многонациональному государству».
Если Нуньес Фейхоо, как ожидается, провалится в нижней палате, то у Санчеса будет время до 27 ноября, чтобы привлечь националистов на свою сторону.