eleconomista.es (Испания), редакционная статья / Bizum, PayPal, Электронный кошелек… В последние годы количество способов цифровой оплаты растет, чего не скажешь о банкнотах, использование которых, по данным Европейского центрального банка, сократилось до 59% от всех платежей к 2022 году. Но, помимо вопроса о преимуществах и недостатках использования электронных носителей, мы также должны учитывать влияние тенденции на тех, кто печатает бумажные деньги.
Пандемия и угроза рецессии привели к падению оборота наличных. Об этом заявил британский производитель банкнот De La Rue, отметив, что спрос на бумажные деньги и монеты находится на самом низком уровне за последние два десятилетия. Фактически, печатание «живых» денег из-за низкого спроса на них становится убыточным.
По данным Fidelity National Services, в 2022 году использование наличных составило 16% во всем мире, что на 11 пунктов меньше, чем в 2018 году. Ожидается, что в течение четырех последующих лет оно снизится до 10%.
Оповещение о тенденции оказалось роковым для De La Rue: стоимость компании в тот же день упала более чем на 30% на Лондонской фондовой бирже. За 5 лет компания, которая имеет 202-летнюю историю напечатала треть банкнот по всему миру, подешевела на 91,38%.
Банки во многих уголках мира во время пандемии накопили много наличных, которые в некоторых случаях так и остались в «закромах», новых заказов на купюры обладатели «закромов» так и не разместили. Это не первый раз, когда компания находится в критической ситуации. Как пишет Financial Times, в январе прошлого года инвесторы уже подали заявку на роспуск компании.
Однако, у наличных есть одно достоинство, с которым методы онлайн-платежей никогда не смогут конкурировать: конфиденциальность.
Это делает наличные деньги необходимыми для тех людей, которые хотят сохранить анонимность. Кроме того, в условиях кризисов-социальных, экономических или природных — использование банкнот увеличивается. Например, во время протестов в Гонконге в 2019 году граждане начали использовать наличные для оплаты билетов на метро, поскольку опасались, что полиция может использовать данные карты, чтобы отследить, кто вышел на акцию протеста.