Испания. Элитный поселок под снос. Экологи отстояли птичьи права

La Isla de Valdecañas: auge y caída de la 'Marbella extremeña'

Vista aérea del complejo Marina Isla Valdecañas
0

Верховный суд Испании принял решение снести элитный поселок Вальдеканьяс, находящийся на территории заповедника «Зоны особой охраны птиц». Сносу подлежат 185 коттеджей, действующая 4-звездочная, а также недостроенная 5-звездочная гостиница, здание администрации гольф-клуба, сооружения спортивного порта и другие постройки. На месте поселка должна быть восстановлена флора, характерная для региона. Стоимость сноса и работ по рекультивации оценивается в 34 млн евро.

Белоголовый сип
Белоголовый сип

Райский уголок на западе Испании
Вальдеканьяс — это остров на водохранилище, которое возникло в начале 60-х годов после строительства плотины на реке Тахо в провинции Касерес на западе страны, рассказал DW Хавьер Диас Лосада, представитель неправительственной организации «Экологи в действии».

По словам активиста, регион, благодаря своим богатым водным ресурсам, обладает уникальной флорой и фауной. Поэтому несколько десятилетий назад он был объявлен заповедником. Здесь водятся такие редкие для страны виды птиц, как испанский могильник, беркут, белоголовый сип, стервятник, серый журавль и другие.

Беркут
Беркут

Тем не менее, продолжил Диас Лосада, в 2011 году региональная администрация приняла решение создать в этом уникальном уголке природы элитный центр отдыха: разрешила строительство гостиниц, почти 600 вилл, разного рода спортивных объектов, ресторанов и даже пляжа, на который песок привезли с морского побережья. Мотивировалось это решение, которое лоббировал крупный строительный бизнес, «интересами развития региона».

Экологи против застройщиков
Такое вопиющее нарушение природоохранного законодательства со стороны администрации — строительство на территории заповедника — вызвало протесты «Экологов в действии», которые обратились в суд.

Верховный суд Испании
Верховный суд Испании

Но дело затянулось, поскольку, как отметил представитель этой организации, «на суд пытались оказать давление влиятельные силы — как строители, так и лица, поспешившие приобрести жилье на острове». Стоимость каждой виллы составляет в среднем миллион евро. В конце концов, в 2019 году региональный суд вынес решение остановить дальнейшее строительство, но позволил сохранить уже построенное жилье.

Защитники природы не смирились с таким решением и обжаловали его в Верховном суде. Его нынешнее решение, по словам Диаса Лосада, беспрецедентно: еще никогда в Испании не сносились целые поселки за нарушение экологических норм. «Однако победу праздновать рано. Ведь наверняка владельцы собственности и региональная администрация будут всячески противиться сносу», — заключил эколог.

Без компенсации за утраченную собственность
Мнение о том, что борьба за заповедник не окончена, разделяет и мадридский адвокат Луис Эрас Мартинес. Владельцы вилл, по его словам, «крайне раздражены». Ведь они не смогут даже получить компенсацию за утраченную собственность, поскольку, приобретая ее, знали, что законность строительства оспаривается в суде. Но юрист уверен, что и попытка собственников обратиться с жалобой в Евросоюз, успеха не принесет. «В ЕС вряд ли кто-то возьмет под защиту нарушителей экологического законодательства», — сказал Мартинес в интервью DW.

Он считает, что решение суда, «несмотря на то, что его выполнение наверняка растянется на годы, крайне важно для Испании». Ведь незаконное строительство здесь — с гласного или негласного согласия местной администрации — дело, по его словам, далеко не редкое, иногда связанное с коррупцией. А сохранялись до сих пор незаконные постройки благодаря «политике свершившихся фактов». Мол, раз построено, так пусть уж и стоит! «В случае с Вальдеканьяс, похоже, подобная логика не сработала», — отметил юрист.

РАНЕЕ РУССКАЯ ИСПАНИЯ О ТОМ ЖЕ
История сносов построенного жилья и целых комплексов в Испании насчитывает десятки лет.
6.08.2016 ● Да будет туристический пейзаж на месте снесённых 214 домов!

В испанской автономии Валенсиана с 2009 года действует «закон о праве на захваченную землю», который не признает право собственности на недвижимое имущество, возведенного на земле, которая не была выделена застройщику местными властями. Более того, постройки на выделенных землях подлежат сносу, если самими властями были при оформлении права на застройку были допущены нарушения действующего законодательства.
Законный застройщик имеет право после соблюдения рада официальных процедур конфискации забрать землю у  владельцев построенной не ней недвижимости. Если не считать Марбелью, где много лет идет судебное разбирательство с мэрами, сидящими в тюрьме, то самые большие проблемы захвата земли по Испании наблюдаются в Валенсии.

Еще пара слов об Андалусии:

Дом известного голливудского актера Антонио Бандераса в элитном районе Лос Монтерос на берегу Средиземного моря, в котором он уже 11 лет живет со своей женой актрисой Мелани Гриффит, готовится к сносу.

Суд Малаги установил, что прежний домовладелец самовольно захватил участок и начал строительство, не получив надлежащую лицензию. По решению суда, в связи с постановлением испанских властей о сносе незаконных построек, Бандерас должен освободить свой дом в восьминедельный срок.

Вернемся к Валенсии.

Наиболее известным и противоречивым был LRAU – закон, принятый в Валенсии в 1994 году, разрешающий в определенных случаях изымать землю у собственников и использовать ее для городской застройки (или, как сказано в законе, для «социальных нужд»).

В 2006 году правительство Валенсии заменило LRAU новым Законом о градостроительстве в Валенсии, названным Ley Urbanistica Valenciana (LUV), который, несмотря на некоторые нововведения, сохранил остроту и противоречивость своего предшественника.

Он не останавливает недобросовестных застройщиков, которые в сговоре с местными властями, получают разрешения на строительство объектов городской инфраструктуры, дающие им право конфисковывать землю у частных владельцев, в некоторых случаях вынуждая последних жертвовать сотнями тысяч евро на нужды урбанизации.

Многие жертвы градостроительного законодательства Валенсии потеряли свои дома и были материально разорены меркантильными местными девелоперами и политиками. Они были вынуждены писать жалобы в Штаб-квартиру Евросоюза в Брюссель, когда убеждались, что местные власти воспринимают их как неблагоприятную помеху. Европейский парламент три раза с 2003 года выносил решения против властей Валенсии по данному вопросу.

Худший аспект закона Валенсии заключается в том, что он наделяет застройщиков правом предложения схемы землеустройства, которая может охватывать земли, не принадлежащие им и находящиеся в частной собственности. Если эта схема утверждается властями, она вынуждает владельцев земли отказываться от нее за малую часть ее действительной стоимости и вносить десятки тысяч евро и более на затраты по ее урбанизации.
Газета «Guardian» приводит практический случай. Британец Дэнни Лавридж приобрел 130-летний сельский дом в находящемся неподалеку от Валенсии поселке Белисса. Впоследствии он потерял более 160 000 евро.
«Девелоперы забрали почти 75% нашей земли и предложили взамен другую землю, которая практически ничего не стоила», — сообщил он. «На месте, где находился наш дом, начали сооружать магазин по продаже оборудования для ванных комнат».
Лавридджу заплатили 8 000 евро в компенсации, но он был вынужден отдать застройщикам 12 500 евро за электричество, канализацию, дороги и другую инфраструктуру. В итоге он продал то, что оставалось от его собственности стоимостью в 260 000 всего за 100 000 евро.

Hay en El Gordo (Cáceres, pegando al límite con Toledo) dos tipos de vecinos: los del pueblo, que según el INE son ahora 382, y los de «la isla», que es como todos aquí llaman a Marina Isla Valdecañas, el complejo residencial y de ocio para bolsillos profundos que según acaba de ordenar el Tribunal Supremo, debe ser demolido entero y no en parte como decretó el Tribunal Superior de Justicia de Extremadura hace dos años. El último grupo de residentes –«los isleños», en el argot paisano–, está formado en su mayoría por gente que de lunes a jueves duerme en Madrid y el viernes coge el coche, enfila la A-5 y en noventa minutos está en su chalé con jardín y piscina y relajantes vistas al agua mansa del embalse de Valdecañas (una lámina líquida de 7.300 hectáreas).
A unos y otros se les agitó el pulso el pasado martes a la hora de comer, cuando se conoció esa decisión judicial que puede suponer la puntilla para un resort que aspiraba a ser la ‘Marbella extremeña’ y que si no mandan otra cosa el Constitucional o el Tribunal de Justicia de la Unión Europea, acabará reducido a escombros. Lo que media entre aquella aspiración y esta realidad son 16 años de pelea en los tribunales.
Marina Isla Valdecañas iba a tener 565 viviendas entre unifamiliares y chalés, y se han quedado en 183. Iba a ofrecer un hotel de cuatro estrellas y otro de cinco con spa y centro médico, pero el segundo no ha pasado de los planos. Se construyó una marina con capacidad para 150 amarres, pero ya nadie duda de que se va a quedar con los 76 actuales. Pese a los tijeretazos al proyecto inicial, a la promotora de José María Gea –tiene complejos similares en El Rompido, Isla Cristina o Costa Ballena– le dio tiempo a invertir 130 millones de euros para levantar uno de los resorts más grandes de la España de interior. Tiene un campo de golf de 18 hoyos, diez pistas de pádel, cinco de tenis y dos polideportivas, un campo de fútbol y otro de fútbol siete, un recinto hípico, un hotel de 80 habitaciones, una playa artificial, varias piscinas y un entramado de carreteras que incluye una de 1,8 kilómetros que lleva al pueblo.
Источник abc dw

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie. Принять Подробнее