В Испании после громких коррупционных скандалов, касающихся финансирования политических партий, приняты меры для большей прозрачности партийных фондов. Опубликованный в Испании в середине декабря и вступивший в силу с 1 января 2014 года «Закон о прозрачности, доступности информации и добросовестном правлении» обязывает
В Испании после громких коррупционных скандалов, касающихся финансирования политических партий, приняты меры для большей прозрачности партийных фондов.
Опубликованный в Испании в середине декабря и вступивший в силу с 1 января 2014 года "Закон о прозрачности, доступности информации и добросовестном правлении" обязывает политические партии отчитываться о своих финансах перед органами государственного контроля. Последние получили также право регулярно проверять партийные кассы. Кроме того, партии обязали в месячный срок отвечать на запросы граждан о том, от кого они получают деньги. Спонсоры в свою очередь также должны декларировать свою помощь партийным организациям.
Партийные взносы в Испании — невысокие. К примеру, членство в либеральной Народной партии (НП) обходится в год всего в 20 евро. Партии финансируются в основном государством, а выделяемые суммы зависят от количества мест в парламенте, полученных ими по результатам выборов. К примеру, в 2012 году две ведущие партии страны — НП и Испанская социалистическая рабочая партия (ИСРП) — получили из госбюджета 50 миллионов евро, которые разделили почти поровну — с небольшой разницей в пользу "народников", учитывая их некоторое численное превосходство.
Другой легальный источник пополнения партийной казны — частные пожертвования. По закону от 2007 года, дополненного в 2012 году, партии не имеют право получать от одного и того же физического или юридического лица в качестве спонсорской помощи более 100 тысяч евро в год. Кроме того, эти лица никак не должны быть связаны с государственными административными структурами. К примеру, предприятия-спонсоры не должны иметь государственного долевого участия, контрактов на выполнение общественных работ или получать разовые субсидии от госадминистрации того или иного уровня.
Между тем упомянутый закон постоянно нарушался. Наиболее громкое дело, связанное с коррупцией, носит немецкое название "Gürtel" (пояс в переводе на русский язык. — Ред.). Так его называют правоохранительные органы, переведя на немецкий язык фамилию главного действующего лица этого коррупционного скандала — Франсиско Корреа. Он в течение ряда лет налаживал связи с находящимися у власти в разных регионах представителями НП и добивался от них лицензий на застройку, причем не всегда законную. "Благодарностью" служили крупные переводы в региональные партийные кассы.
Печальную известность приобрела и история с казначеем НП Луисом Барсенасом, который предположительно вымогал у предпринимателей деньги в виде "пожертвований", якобы для партийных нужд, и присваивал их себе. Ну а в настоящее время в Севилье расследуется история вокруг 30 тысяч евро, которые передал в конверте на нужды правящей в этом городе ИСРП предприниматель Рафаэль Гонсалес. Предварительно он получил от мэрии выгодные контракты на выполнение различных муниципальных работ.
"Взятки партиям за предоставленные контракты и другие услуги до недавнего времени было не так просто контролировать", — пояснил Мануэль Ромеро, представитель мадридского отделения Transparency International, неправительственной международной организации по борьбе с коррупцией. Ведь ни спонсоры, ни партии "не обязаны были отчитываться о своих отношениях, да и партийные фонды никогда не подвергались ревизии со стороны органов государственного контроля".
Представитель Transparency International полагает, что новый закон "поможет в борьбе с коррупцией в области партийного финансирования". Эту мысль разделяет и научный сотрудник Мадридского центра политических исследований Хорхе Серрано.
Однако он отметил, что "в ряде случаев этот закон может оказаться бессильным". К примеру, когда некий бывший спонсор вдруг получает — разумеется, по конкурсу — право на производство строительства муниципального здания. "В данном случае будет не просто определить, получил ли он это право за лучший проект или за то, что помогал правящей в муниципалитете партии".
Источник: DW