На днях представители Европейского cоюза заявили о разработке нового свода правил по регулированию криптоактивов на территории объединения. Черновик одного из законопроектов попал в сеть, вызвав острую негативную реакцию в профессиональном сообществе. Среди причин – подмена понятий чиновниками с целью удержать контроль над сферой финтех и манипулирование общественным мнением.
Об этом, а также о том, как введение новых норм и цифровых валют центральных банков изменит финансовую систему, рассказал Mind резидент Reactor.ua, СЕО #Hackathonhub Павел Чабанов.
Что произошло?
Опубликованный документ стал логичным продолжением политики централизации в цифровых финансах, которую Евросоюз ведет в течении нескольких лет вместе с Китаем и США. Они всеми силами стараются сохранить контроль над этой сферой в руках государственных и межгосударственных органов. Подтверждением этого являются нормы законопроекта Еврокомиссии о регулировании криптовалютного сектора.
Согласно им, выпуск частных стейблкоинов в правовом поле ЕС становится практически невозможным. Криптовалюту предлагается регулировать как традиционный финансовый инструмент. А централизованный цифровой евро, не имеющий никакого отношения к крипте с точки зрения технологий, признается приоритетной для использования «криптовалютой» на территории Евросоюза.
Что все это значит?
Основное внимание в законопроекте уделено ужесточению регулирования стейблкоинов. Именно этот вид криптовалюты широко применяется пользователями для хранения и приумножения активов.
Ключевым преимуществом стейбла является меньший риск потери средств. Оно достигается благодаря более низкой волатильности, чем, например, у биткоина. И наличию обеспечения – валютного, материального или сырьевого.
Сегодня стейбл представляет собой очень привлекательный финансовый инструмент для пользователей. Дает массу возможностей безопасного хранения и преумножения средств без банков и юрисдикций. Так, конвертировав евро в стейблкоин и создав депозит в DeFi, вы можете получать около 5–7% доходности в год. Настолько высоких цифр не сможет вам предложить ни один европейский банк.
При этом в децентрализованном поле вы освобождены от налогов, платите их только по своей инициативе. Ваш счет не арестуют, не заблокируют и не запросят подтверждения происхождения средств. Среди других способов заработка: торговля на бирже и стейкинг в криптопроетах. И всегда есть возможность вывести свой актив в фиатную валюту (наличные и безналичные средства). Через биржу или ОТС-обменник (Over the counter – внебиржевой рынок).
Стейблкоины также пользуются популярностью в комьюнити децентрализованных приложений. В них легко конвертировать токены, заработанные внутри dApps. Количество подобных приложений растет. Их главное преимущество – отсутствие регулятора, который может заблокировать данные или средства юзеров. Среди наиболее известных примеров dApps такие проекты, как сервис потоковой видеотрансляции Theta и игровая платформа Steam.
Все эти возможности для пользователей и отсутствие способов централизованного контроля превращают стейблкоин в мишень регуляторов, называющих его угрозой монетарного суверенитета своих стран.
Чего еще ожидать?
Опубликованный в сети документ является только частью свода правил, которые Еврокомиссия планирует разработать до 2024 года в отношении регулирования криптовалютного рынка.
В частности, планируется установить единый базовый набор требований к криптоактивам в соответствии с принципами FATF. Кроме того, проводить оценку white paper всех стейблов. И более жестко регулировать стейблкоины с привязкой к активам, чтобы свести к минимуму возможность манипулирования финансовыми системами. Регулятор также хочет закрепить за собой право взимать комиссию с эмитентов и запретить им выплачивать проценты пользователям.
Эти нормы не новы и уже действуют в юрисдикциях ряда стран – членов ЕС. После принятия Еврокомиссией нового свода правил в отношении криптоактивов они лишь наберут силу единым перечнем на межгосударственном уровне. Однако ни одно из них не сможет быть применено в отношении DeFi. Потому, что рынок децентрализованных финансов и его субъекты не поддаются регулированию. Например, токен xDai. Его невозможно запретить или ограничить, так как он не имеет эмитента.
А что по крипте?
На уровне юрисдикции отдельных стран или межгосударственных объединений сферой электронных или цифровых финансов необходимо управлять. Но превратить криптовалюту в традиционный финансовый инструмент, который подвергается регулированию, невозможно.
Технология позволяет контролировать только перемещение крипты. И по необходимости привлекать к ответственности участников процесса, если они идентифицированы. В отличие от DeFi, криптовалюта позволяет регулировать субъектов, задействованных в обороте. Но не ее саму, как ресурс.
Империя наносит ответный удар: выпуск своих CBDC
Спусковым крючком для создания жестких ограничительных мер по отношению к частным стейблкоинам и криптовалютам стала попытка Facebook в июне 2019 года выпустить свой проект Libra. Подробно изучив его, SEC заблокировал инициативу. К мнению американского регулятора присоединились Международный валютный фонд, Банк Англии, Банк международных расчетов и Совет по финансовой стабильности.
Министр финансов Франции Брюно Ле Мэр также поддержал блокировку. И предложил в ответ на масштабный проект соцсети создать на территории Евросоюза свою цифровую валюту, подконтрольную центральным банкам – CBDC. Это было одним из первых публичных заявлений властей о намерениях разработать альтернативную версию существующих криптовалют – централизованную и полностью управляемую цифровую финансовую единицу.
Спустя год более 80% стран с развивающейся экономикой тестируют технологию CBDC. Цифровой юань в Китае, цифровое евро на территории ЕС и даже цифровой доллар в США – это то, что может стать частью нашей реальности в ближайшие месяцы. Кроме того, страны активно движутся к отказу от наличных. Швеция, по заявлению главы Центробанка Стефана Ингвеса, может стать первой. Следующими, судя по статистике безналичных платежей, будут Великобритания и Китай.
Идея создания цифровых денег, как универсальной единицы для безналичных расчетов, не нова. Первым успешным примером является PayPal – платежная система со встроенной технологией электронных средств, основанная в 2000 году Илоном Маском.
Для чего выпускают цифровые валюты?
Мировая пандемия COVID-19 дает регуляторам еще одну возможность продвигать CBDC как возможность перехода на полностью безналичные, а значит, более безопасные во время вируса, платежи.
Чиновники называют валюту в цифре следующим этапом эволюции денег. Но это лишь оцифровка наличных. С полной потерей анонимности использования. Даже если транзакции не будут идти через центральные банки, а будут отправляться напрямую от пользователя к пользователю, все перемещения цифровых средств будут находится под мониторингом регуляторов. Так устроена технология блокчейн, на основе которой создаются CBDC.
Но при полном переходе на цифровые централизованные валюты для того, чтобы защититься от тотального контроля, люди вынуждены будут искать альтернативное средство платежа. Им, скорое всего, станет криптовалюта. Именно она в конечном итоге имеет все шансы спасти финансовую систему.
Ведь если доллар потеряет свою ликвидность, за ним посыплются мировые валюты, привязанные к его курсу. Криптовалюта продолжит существовать. Для работы этого инструмента нужна только электроэнергия.
Что же такое CBDC?
CBDC центральных банков, будь то цифровой доллар, евро или юань – никак не связаны с криптовалютой. Это всего лишь цифровая форма фиата. Государства вводят ее для сокращения расходов на производство наличных средств и расширения контроля переводов.
Да, цифровые валюты центральных банков, как и криптовалюты, построены на блокчейне. Но CBDC используют исключительно централизованные системы. Крипта же отличается полной децентрализацией и возможностью сохранить анонимность пользователей. Обязательна только идентификация, авторизация – по желанию. В случае с CBDC сохранить анонимность не удастся. Все кошельки, как в банке, будут привязаны к именным счетам.
В итоге CBDC превратиться в еще один оцифрованный фиатный рынок. И, после полного отказа от наличных, станет основным рынком безналичных платежей. А на замену бумажным деньгам придут криптовалюты.
Среди аналитиков рынка бытует мнение, что цифровой доллар сможет составить конкуренцию частным стейблкоинам. На мой взгляд, это не так. Долларовый CBDC будет зарегулирован также, как и фиатная валюта. Централизованные электронные деньги никогда не смогут посоревноваться с криптой в отношении открытости системы и свободы пользователей.
Кто и зачем придумал миф про небезопасность крипты?
Мировые регуляторы критикуют криптовалюты из-за «сложности контролирования незаконной деятельности». Именно так глава МБФ Кристин Лагард сформулировала угрозу, которую несет выпуск частных стейблкоинов, обосновывая блокировку Libra.
Годами представители власти разных стран обвиняли биткоин в том, что его используют преступниками для отмывания денег и финансирования терроризма. Целью таких заявлений является формирование негативного отношения массовой аудитории к криптовалюте – единственному финансовому инструменту, которым чиновники не могут управлять.
Однако новость минувшей недели о том, что глобальные банки обслуживают олигархов, преступников и террористов, показала ущербность этой позиции. Благодаря утечке секретных документов финансовой разведки США, стало известно, что крупнейшие бaнки мира, включая JPMorgan Chase, HSBC и Deutsche Bank, с 1999 по 2017 годы позволили oтмыть пoчти $2 тpлн, пoлучeнныx нeзaкoнным путём.
Об этом инциденте читайте в материале Mind «Утечка года: 90 банков перегоняли по миру $2 трлн «грязных» денег».
Преступная деятельность не появилась с созданием биткоина, а существовала задолго до. Как и способы ее финансирования и легализации средств. Но, когда криптовалюта используется злоумышленниками, открытость блокчейна позволяет биржам объединиться против заявителей. Поддерживаемая регуляторами, банковская система, напротив, дает возможность скрывать подобные инциденты десятилетиями.
Как выпуск свода правил по крипте изменит рынок?
Основные причины, по которым ЕС хотят регулировать частные стейблкоины – это желание установить контроль над перемещением средств и взымать налоги со всех владельцев, заводящих свой актив в рынок. Но ни Еврокомиссия, ни другой орган власти, все равно не сможет этого сделать. Как бы они не подменяли понятия, криптовалюта останется собой. Нерегулируемой децентрализованной технологией. И рынок активов в ней никуда исчезнет.
Это ОТС пространство личных финансов, которое существовало с момента появления государственности и финансовой системы. Просто раньше свои накопления люди хранили «под матрасом» в виде монет, золотых слитков, драгоценностей, наличных средств.
В 2014 году, с появлением первой криптовалюты, устойчивой к колебаниям курса, известной сейчас как Tether, в этому списку добавились стейблкоины. Они заняли нишу массовой крипты, дав возможность пользователям не только безопасно хранить свои активы, но и преумножать их.
Как работать с нерегулируемой технологией?
Криптовалюта – это технологии, основанные на математике. Бессмысленно отрицать ее или придумывать новые правила, по которым она не будет работать. Нужно изучить эту математику. В ней заключено много возможностей для правильного регулирования финансовой системы и обеспечения безопасного государственного документооборота. Прозрачных и надежных реестров, из которых ни при каких обстоятельствах не сможет исчезнуть информация, помещенная туда однажды.
К сожалению, наши власти пока не заинтересованы в этом. Разработка CBDC и запрет развития частных стейблкоинов в юрисдикции ЕС – попытка обеспечить не прозрачность финансовой системы, а ее контроль. При этом оставив за собой, как за регулятором, эксклюзивные права манипулирования. А значит – влияния на информацию об активах центральных органов и возглавляющих их чиновников для реализации коррупционных схем.
Строить открытие финансовые и учетные системы, основанные на децентрализованном блокчейне и криптовалютах, государствам не выгодно, ведь это ограничивает их власть. По этой причине, позиционируя себя как технократов и демократов, они придумывают всякие обходные маневры. Например, создают управляемый инструмент – CBDС. Называют его криптовалютой и разрабатывают свод правил для криптоактивов, не имеющих никакого отношения к реальному рынку. Это политический трюк, эксплуатирующий незнание большинства того, как устроены технологии.