Здравствуйте, дорогие соотечественники!
С Вами снова я, Николай Кузнецов, автор интернет портала Русская Испания. Сегодня я начинаю серию испанских историй наших соотечественников. Получилось не совсем то, что было задумано, как в русской поговорке: первый блин комом. Да ведь и вся жизнь такая: не бывает без отклонений от проекта.
Курьёзный случай, оставивший след в воспоминаниях Олега о жизни в Испании
Молодой испанский мастер, который пришёл прочищать канализацию в арендованную квартиру в Аликанте к только что начавшему пускать корни на земле королевства 40-летнему россиянину Олегу, поучал приезжего:
— Сточные трубы забиваются из-за земли и песка, поэтому в Испании запрещено лить грязную воду в унитаз.
— А куда же девать воду после мытья полов? Она хочешь или не хочешь, всё равно будет с песком.
— Вода должна отстояться в поломойном ведре, — на полном серьёзе заявил мастер, — потом отстоявшуюся воду сливают в унитаз, а осевший песок выбрасывают в мусорный контейнер. За грязь, вылитую в унитаз — штраф 500 евро, плюс оплата работ по прочистке.
Олег так, конечно, не делал (ему показалось слишком хлопотно разводить канитель из-за щепотки грязи, максимум — горсти), он обходился с грязной испанской водой так же, как и дома, поэтому он испытывал лёгкий комплекс вины перед испанцами, придерживающимися столь предусмотрительных по отношению к канализации правил.
Таскать грязную воду с третьего этажа вниз, чтобы вылить её на дорогу, как делают многие хозяйки — аборигенки, ему казалось проявлением низкой культуры.
Комплекс вины через 2 или 3 года как рукой сняло, когда другой молодой испанец поднял его на смех, выслушав враньё Олега про деликатную заботу о чистоте сточных труб.
Вот такая история запомнилась Олегу.
1) Момент познания Испании, который врезался в память.
2) Контуры личности соотечественника
3) Хроника поЭтусторонней жизни, шаги длиной в годы. Имеется в виду жизнь не в иных потусторонних мирах и измерениях, а жизнь по ту сторону границы, которая для иммигрантов стала ЭТОЙ стороной.
4) Кадры биографии на поворотах судьбы
5) Статус в Испании или точка линии жизни по состоянию на сегодня
Часть вторая. Контуры личности
В 2001-м на испанскую землю впервые ступил приехавший из небольшого городка ростовской области на границе с Украиной 100%-ный кандидат в женихи. Здесь таких называют «куарентон» (cuarentón или состоявшийся мужчина в расцвете сил и в возрасте под 40 или слегка шагнувший в 5-й десяток). Он был, слава богу, не сольтерон (solterón или безнадёжный отпетый холостячище) а обнадёживающий soltero divorciado (разведённый холостяк).
Олег не просто числится в списке обладателей диплома о высшем техническом образовании, он неординарный специалист, жадный до новых знаний и что очень ценно, не какой-то там эрудит — пустослов, а специалист, способный применить знания в деле.
Его кругозор и способность к решению сложных технических задач впечатляет и сегодня, 18 лет спустя. Благодаря этим достоинствам, Олега до переезда в Испанию на родине не раз выдвигали на ключевые ответственные должности, которые теперь называются «социальным лифтом».
Но каждый раз он, оказавшись перед необходимостью принимать решение с неизбежной долей риска, потом нести ответственность за свои действия (а без риска и ответственности «социальный лифт» не работает), трус, живущий в пока одиноком сердце Олега, начинал паниковать и… И его по карьерной лестнице с обидной лёгкостью обходили менее способные, но более решительные коллеги и даже «варяги».
Мода на иммиграцию 2000-х годов в психике Олега нашла почву, обильно удобренную навозом житейских неурядиц, компонентами которой были:
— чувство обиды на окружавших его успешных карьеристов и взяточников;
— терзающее душу ощущение собственной нереализованности;
— болезненные, временами доходящие до него издёвки по поводу неверной жены: «рогоносец»
— неустроенность в личной жизни и в быту (квартиру пришлось оставить жене с ребёнком и сопернику)
— впитанное с молоком матери убеждение «за границей хорошо живётся».
В общем, произошло то, что всегда предшествует решению эмигрировать:
— силы, обычно удерживающие человека на родине, оказались слабее одновременного порыва двух коварных ветров: бриза мечты и муссона надежды на молочные реки и кисельные берега.
Часть третья. Хроника. Шаги по жизни длиной в годы
Вместо подробного расписывания прелестей медового месяца с чужбиной и сладкой жизни с ней я тезисно перечислю основные вехи 18-летенго послужного списка нашего соотечественника.
— 2001 — 2004 годы: нелегальная работа на стройке. С «левыми» гестарбайтерами тогда в Испании боролись «спустя рукава» Да и пьяных за рулём полицейские тогда частенько прощали, даже протокол не оформляли. В это теперь трудно поверить. Но такой была Испания почти 20 лет назад!
2003 год: счастливое знакомство с соотечественницей, замечательной женщиной. Не многим мужчинам так везёт. Добрая, заботливая, работящая она буквально растворилась в жизни с Олегом. Они вместе до сих пор, отношения не оформлены, и он не ценит того личного счастья, что так легко — без всяких усилий — ему досталось. Она прильнула к нему, потому что ей было одиноко, и прижилась, терпит его холодность, граничащую с пренебрежением.
2004 год: — легализация проживания в Испании по очередной амнистии нелегалов.
2004 — 2008 годы: хорошие по тем временам заработки на стройке в качестве сначала рядового рабочего, а потом бригадира, умеющего читать чертежи и выявлять ляпы архитекторов, не ленивого, и, что немаловажно на стройке, физически сильного и выносливого. Это 2000 — 3000 евро в месяц. Благодаря экономной жизни удалость скопить солидный по отечественным меркам капиталец.
2005 год: роковое бунгало, купленное по ипотеке за 100 тысяч евро, ипотека 100% от стоимости.
2008 — 2018, годы кризиса в строительном секторе экономики Испании: то работа, то подработки, то пособия по безработице, а с годами пред-пенсионное пособие. На скромную жизнь хватает.
2009 год: перестал платить ипотеку, переоформил её на аренду с правом выкупа
2017 год: потрясение, — банк потребовал от него освободить занимаемое в качестве арендатора бунгало.
2018-2019 годы. Он дотягивает на изношенной стройкой больной спине трудовой стаж до испанской пенсии и мечтает о том, что уж потом ему больше не придётся горбатиться.
Часть четвёртая. Кадры биографии на поворотах судьбы
Жанр коротких иммигрантских рассказов радикально отличается от мелодрамы тем, что любовные линии, треугольники и прочие романтические фигуры обычно заканчиваются свадьбой. Это всё о том, что было ДО слияния двух отельных судеб в одну общую. Иммигрантские же рассказы про жизнь за бугром, так уж повелось, принято начинать с восторгов медового месяца с новой избранницей — новой страной.
Об интригах, ссорах и примирениях, в результате которых чужбина стала милее Родины, принято упоминать вскользь, как о чём-то само собой разумеющемся, аксиоматичном: за границей жизнь лучше и точка.
О том, что за любой границей СССР, хоть западной, хоть восточной, жить лучше, 15-летний Олег из небольшого городка в Ростовской области в 70-х годах прошлого столетия судил по импортным шмоткам и бытовой технике, которым отечественные образцы явно уступали.
Коммунистическая идеология не пустила корней в семье его родителей, передающих из поколения в поколение украинское крестьянское воспитание, оценивающее людей примитивной линейкой: внизу бедные, добывающие хлеб насущный в поте лица своего; а наверху — богатые и руководящие.
Мама — бабушка — уже прабабушка, слава богу, поныне жива и на 9-м десятке лет намерена перебраться в Испанию к детям, внукам и единственному правнуку. Раньше и думать об этом никогда не думала, но оставшись в России совсем одна после недавней смерти мужа, она испугалась.
Переезд в опасное для стариков-сердечников летнее изнуряющее испанское пекло ей показалось не таким страшным, как её собственная трупная вонь, из-за которой соседи вызовут полицию для констатации очевидной причины миазмов и принятия соответствующих мер. Вообще-то она и в 83 года сохранила озорной любопытный взгляд. По повадкам в сравнении с сыном Олегом, если завязать глаза и не видеть разницу в возрасте, а только слушать, то можно подумать, будто он строгий отец, а она его не слишком послушная дочь.
Но инстинктивный страх пострашнее всех остальных свойств человеческой натуры, кнутов и пряников. Приняв решение переехать, она немного успокоилась и снова ожила.
Он весь из себя такой степенный, рассудительный, острожный, а она того и гляди созоничает и нарушит какой-нибудь бытовой церемониал.
У Олега эта степенность — признак его роковой трусости, из-за которой он и оказался в Испании… Не то, чтобы совсем-совсем «человек в футляре», а так, как бы человек внутри нарисованного на асфальте круга. Способность к риску если не подавлена, то уж во всяком случае осталась неразвитой. Может быть, поэтому от него и ушла первая, она же последняя, официальная жена, по характеру весьма решительная дама. Де на просто ушла, а спуталась с коллегой Олега, его подчинённым предпенсионного возраста, лет на 15-20 старше и его самого, и его супруги одногодки — одноклассницы, с которой они родили сына.
Эта трусость, возможно, возникла в его натуре как ответная реакция тихого 16-летнего подростка — «ботаника», на перемещение в жёсткую среду подросткового общежития после отъезда из родительского забытого богом городка в большой город на учёбу в техникум, а потом в технический ВУЗ.
Однако, наиболее вероятно, что не агрессивная социальная среда сформировала в нём труса, а скорее наоборот, сидящий внутри трус-«ботаник» приспособился отсиживаться в стороне, а если не удаётся, то лавировать между слабыми правыми и сильными виноватыми.
Шли первые годы начавшегося столетия и миллениума, в которые наряду с прочими, ворвалась мода эмигрировать. Это явление только набирало обороты и было символом успеха. Тогда многим казалось, что «мы, выходцы из СССР, прошедшие на родине огонь и воду лихих 90-х, в тепличной Европе развернёмся и вырастем как тесто на дрожжах».
Это позднее жизнь показала, что богатыми в Испании становятся те соотечественники, кто на родине был очень богат, а статус очень богатых достаётся некогда сказочно богатым. Исключения бывают. Но на их фоне ещё ярче сияет правило улетучивания в Испании отечественных капиталов.
Итак, Олег оказался в Испании.
Часть пятая, последняя. Несколько слов о статусе Олега по состоянию на сегодня
Напомню, что Олег оказался в Испании в 2001 году .
А главное потрясение в отношениях с Испанией настигло его в 2017-м: банк потребовал от него освободить занимаемое им бунгало, купленное по ипотеке, но из-за неплатежей переоформленное на аренду с правом выкупа. У Олега было законное право остаться там жить в качестве приоритетного нанимателя, однако, за это право ему пришлось бы побороться в суде , но он… Как полагается трусу, побоялся затевать административно — судебную борьбу с банком. Отступил и вместо этого за заработанные в 2004 — 2008 годах деньги купил квартиру за 60 тысяч евро под всего-то 20% ипотечного кредитования от общей стоимости объекта. Таким образом подспорье, отложенное на старость, оказалось использованным раньше, в пору, которую принято вежливо называть зрелостью.
напомню: 2018-2019 годы. Он дотягивает на изношенной стройкой больной спине трудовой стаж до испанской пенсии и мечтает о том, что уж потом ему больше не придётся горбатиться.
Ему говорят: бывший премьер-министр Рахой предупреждал, что надо готовиться к трудным временам: невозможно будет достойно прожить на пенсию, полученную после делёжки скудеющего с каждым годом пенсионного фонда на растущую армию заслуженно отдыхающих стариков. (Рахой: «Шансы на обеспеченную старость в Испании падают. Готовьтесь!»)
На это он отвечает: не может быть! Это же цивилизованная Европа. Они что-то придумают или демократический народ их свергнет.
Выгадал Олег или прогадал, выбрав Испанию в качестве страны, где он встретит старость, к счастью, теперь уже не одинокую?
Время покажет! В любом случае, в его жизни был смелый шаг бросить всё и уехать, была солнечная Испания, были испытания на прочность, и моменты везения, была любовь, без которой жизнь вообще теряет духовный смысл.
На этом я, Николай Кузнецов, автор интернет-портала Русская Испания ненадолго прощаюсь с Вами до новых встреч. Будьте здоровы и счастливы на испанской земле и не забывайте, что у Вас есть Родина-Мать, которая всегда ждёт Вас, примет после любых испытаний и всегда Вам рада.
Николай спасибо , очень интересно, очень
А мне более интересна тема недвижимости. Ибо крыша над головой всегда в приоритете. Если есть жильё, а уж копейку малую на пропитание, можно заработать.
Как так получилось?
Он переоформил ипотеку на аренду с правом выкупа. И, затем, банк его выселяет… Потом покупка в квартиры под 20(!) процентов годовых! — тоже не совсем понятно. Если кто в курсе, расскажите, как так получилось?
Здравствуйте, Helen!
Действительно, формулировку надо было применить иную.
Имелось в виду, что 80% стоимости объекта были внесены покупателем при оформлении сделки, и только на 20% был взят кредит под стандартный процент. Я не знаю, какой именно. С героем этой истории я не вожу близкого знакомства. Довелось помогать его сыну в сложной иммиграционной ситуации. Разоткровенничались, как это бывает между русскими, которые случайно познакомились, например, между попутчиками…
В качестве ответной помощи за мою помощь он дал мне согласие на публикацию его испанской судьбы «без макияжа» при том условии, что я не назову его настоящее имя. Это я к тому, что перезванивать ему и спрашивать, какой сейчас ипотечный процент в его банке, мне неудобно.
По поводу аренды с правом выкупа:
Как мне сказал Олег, ему повысили арендную плату, он не согласился и продолжал платить по старому тарифу. Тогда его и выселили, чтобы заселить другого. С его слов, у него как у арендатора С ПРАВОМ ВЫКУПА был приоритет на проживание перед другими претендентами. Но за этот приоритет надо было побороться, и даже адвокат нашёлся. Единственное, чего не хватило Олегу — это его РЕШИТЕЛЬНОСТИ, ГОТОВНОСТИ БОРОТЬСЯ.
Спасибо, теперь понятно. Действительно, странно, что не обратился в суд. Но, это уже его личное дело.
История правдоподобна ,спасибо автору .Насчёт Родины ,очень хорошо ,что она у нас есть единственная и неповторимая ! Из России можно уехать ,но свою русскую культуру и веру никуда ! Душа в пляс просится только от своих песен , даже спустя 20 лет жизни в Испании !
Знаю я этого «Олега». На самом деле его зовут Игорь и он не из Ростова а из Белгорода.
Вот ведь интересно. Работали совсем недавно вместе на стройке и я ничего про его жизнь не знал. А я ему про себя ничего не рассказывал.
А я канализацией так и есть: грязь лить в канализацию запрещено, но никто этого не соблюдает. Валят туда всё что угодно, особенно много проблем с увлажняющими салфетками и пластиковыми пакетами. Кто из соседей выбросил не разберёшь, все отказываются.
Одна француженка смыла в унитаз целый памперс, хоть и маленький детский, а всё равно забилось, пришлось вызывать и чистить. У неё одной из соседей мале6нький ребёнок, поэтому ясно было кого наказывать. Но она живёт и растит ребёнка одна. Ей все по возможности по мелочам помогают. В общем не выдали её соседи. Даже странно для Испании, здесь все такие стукачи.
Предлагаю все новости, как на сайтах радиостанций, озвучивать. Очень удобно. У меня есть специальная программа — читалка, которая переводит текс в звук голосом робота. Могу бесплатно прислать если надо. сообщите адрес.
Здравствуйте, Алкесандр!
Имя, действительно, изменено по просьбе главного персонажа этой истории, но это не Игорь и он не из Белгорода. История очень-очень типичная. Поэтому не удивительно, что кто-то, как и Вы, узнает в Олеге другого человека с похожей иммигрантской судьбой.