Екатеринбурженка Ирина Семенова никогда не думала, что уедет жить в Великобританию, но вышла замуж за англичанина и переехала к нему. Однако новым домом Туманный Альбион так и не стал. Через несколько лет она вернулась обратно и нисколько не жалеет об этом.
В небольшом интервью Ирина раскрыла изнанку Лондона, рассказала, о чём молчат популярные блогеры и к каким проблемам надо быть готовым обычным людям, эмигрировавшим сюда в поисках лучшей жизни.
— Как вы оказались в Англии?
— Несколько лет назад я вышла замуж за англичанина. По профессии он андеррайтер (специалист, ответственный за оценку принимаемого страхового риска. — Прим. ред.). Работает на себя, у него своя компания. К нему обращаются крупные фирмы, которые хотят получить одобрение в банке. Он собирает документы, смотрит на благонадежность данных фирм и получает за это процент. Я при нём бумаги заполняла, помогала в работе и смотрела, как это происходит, связывалась с клиентами, вникала во всё. Прожила три года в Англии: графство Хартфордшир, городок Хемел-Хемпстед в получасе езды от Лондона.
Работа и коммуналка
— Как вообще там обстоят дела с работой?
— Я сидела во многих русскоязычных группах для приезжих. Там, кстати, очень много прибалтов — литовцы, латыши, плюс поляки. Все они сидят в русскоязычных группах. Поскольку в Прибалтике работы нет, взрослые люди приезжают работать в Англию. Приезжают и снимают койко-место. Я бы так не смогла — в моем возрасте жить в одной комнате еще с двумя-тремя женщинами только для того, чтобы иметь возможность утром пойти на фабрику поработать. Но они и этому рады, ведь они нашли работу.
— Где работают эмигранты?
— В основном идут на фабрики, где требуется тяжелый физический труд. Например, пластиковые бутылки выдувать всю ночь. На склады идут. Худенькие девушки толкают на «Амазоне» тяжелые контейнеры, когда собирают заказы. Причем многим приходится ехать для этого в другой город. У меня знакомая была, у нее шифт (смена) стоила 15 фунтов, а на дорогу туда и обратно она тратила 9 фунтов. А будет шифт или не будет — неизвестно, потому что нулевой контракт.
— Что значит нулевой контракт?
— Ты заключаешь с работодателем контракт, официально у него работаешь. Ты не безработный, но тебе не гарантируют никакого количества часов. Что ты успел схватить, то твое. Выглядит это так: приходит тебе эсэмэска — сегодня требуется сотрудник на столько-то часов работы, и надо успевать, потому что, если ты не успел, другие успели. И ты опять сидишь бамбук куришь, а за продукты и жилье платить надо.
— Коммуналка выше, чем в России?
— Субъективно — жилье намного дороже обходится. Трехкомнатную квартиру снимали за 1200 фунтов: газ, электричество, вода. К примеру, за одно электричество 400 фунтов платили в месяц. Стоянка опять же. Просто так поставить на улице возле дома машину нельзя — обязательно на платную парковку. Даже за то, что ты зарегистрирован в муниципалитете (это как у нас прописка), ежемесячно платится налог. У нас за это было 142 фунта с человека. Только за то, что местный council (совет. — Прим. ред.) зарегистрировал тебя.
«Очень дорогое отопление. Поэтому зимой крайне популярна библиотека, там можно посидеть, погреться бесплатно»
Ирина Семенова
Сначала я приехала и удивлялась — почему так много пенсионеров в библиотеке сидит? Восторженная была. А потом я поняла, почему. Наступает зима, становится холодно, отопление дорогое. Они днем идут в библиотеку, сидят в ней, греются, попутно газеты читают, кто может. Кто не может — просто сидит. Там есть компьютеры за плату и кофе дешевый. Они берут чашечку кофе и весь день проводят. Вечером они приходят домой и на 15 минут включают отопление, у кого есть. Погрелись и прямо в одежде под одеяло спать легли. У нас в России центральное отопление, мы привыкли даже форточки открывать, когда жарко. У них ничего этого нет.
— Принято настолько сильно экономить?
— Я смеялась, когда мне рассказали, что англичанки идут в душ и тут же на плечиках вешают одежду, чтобы ее паром разгладило. Тут же, пока моются, зубы чистят. Вроде как немного воды потратил. Летом всех призывали не поливать цветы и газоны — экономия воды, иначе штраф. Для нас это странно, а там считают каждую копейку, и там нет ничего бесплатного. При том, что очень легко можно попасть в тюрьму.
Закон и порядок
— Законы сильно отличаются от наших?
— Есть нюансы. Например, там нельзя подавать нищим на улице — это криминал оффенс (уголовное преступление. — Прим. ред.). Считается, что они потратят эти деньги на алкоголь и наркотики, а не на еду.
Присвоение найденного — тоже криминал оффенс. Если ты даже пять фунтов нашел на улице и не отнес в ближайший полицейский участок. Кругом камеры. Если кто-то заявит, что потерял деньги на улице, а по камерам видно, что ты их поднял, всё — ты преступник, присвоил чужие пять фунтов. Ты их украл. Нет порога незначительного ущерба, как у нас. Нашел чей-то зонтик на улице — преступник. Три раза не заплатил налог совету — уголовный преступник.
Идти из одного населенного пункта в другой — тоже криминал оффенс. По трассе нельзя передвигаться пешком, только ехать на чем-то. Поэтому либо пробирайся вдоль обочины (а там леса и овраги), либо ищи возможность выехать на чем-то.
— Много бездомных?
— У нас рядом с домом люди в палатках жили, прямо у стен пожарной станции. По центральной улице идешь — матрасы и ноги, матрасы и ноги. На матрасах лежат бездомные. С ними борются. За бродяжничество можно получить от шести до восьми месяцев тюрьмы, а бродяжничаешь ты потому, что потерял регистрацию. Если ты заболел чем-то серьезным, проболел больше трех месяцев, потерял работу и зарплату, ты не можешь платить аренду. Тебя может выселить лендлорд.
Особенно плохо, когда ты субарендатор (без договора). Тебя просто могут не впустить в дом, и ты не сможешь даже свои вещи забрать, потому что тебя нет в договоре ренты, который попросит у тебя полиция. Иди куда хочешь. И хорошо если он, [лендлорд], выставит твои вещи на улицу — а есть и такие, кто не выставит.
Жилье и аренда
— Насколько сложно приобрести жилье?
— Очень трудно. 70% арендуют жилье. Не всем дают ипотеку, зависит от заработка, семьи и того, насколько ты благонадежен. Если ты в 32 года работаешь официантом или двигаешь тележки, то с точки зрения банка ты неблагонадежен и не получишь ипотеку. Это большая проблема.
«Согласно исследованиям, все те, кто младше 32 лет в Англии, уже никогда не будут иметь свое жилье»
Ирина Семенова
Арендовать жилье легально тоже непросто. Надо, чтобы человек был семейный, солидный, чтобы был заработок, только тогда ты желаемый арендатор. Очень сложно найти жилье. Особенно в самом Лондоне оно супердорогое. Можно дешево снять, но вокруг тебя будут румыны, пакистанцы, цыгане, воровство…
«Муж ненавидел Россию»
— Почему развелись и уехали?
— Он Россию ненавидел, мой бывший муж. Постоянно были споры из-за этого. Плюс еще окружение постоянно подливало масло в огонь. Знакомые моего мужа стали спрашивать его: «А ты не боишься с русской женой жить? А вот она тебе готовит — она тебя не травит?» Тогда была еще на слуху тема Скрипалей. Они верили, что русские бомбят всех химическими атаками. Ими, [англичанами], очень легко управлять.
— Почему?
— Их так учат со школы. У них очень интересная система преподавания. История касается только Англии и всех тех событий, где она была задействована. И везде она герой, а Россия — это всегда шпионы. Он, [муж], говорил мне: у вас были вот такие шпионы, перечислял имена. Я не знала, что ему сказать. Мы-то в школе не учили шпионов.
— Вы ощущали предвзятое отношение?
— Очень явно. Мы, [русские], и раньше всегда для них были плохими. Потом еще начались эти события в Сирии, и Би-Би-Си стало нагнетать. Что бы там ни показали, я уже смеяться не могла. Было и смешно, и хотелось плакать одновременно.
Показывают наших детей: зима, дети идут едят мороженки, румяные счастливые лица. А за кадром голос Би-Би-Си: «Вы видите, как русские готовятся к войне. Они выживут в любых условиях, даже дети на морозе едят мороженое». То есть это же центральное телевидение. А поскольку англичане читают мало, в массе своей они не очень образованы и верят всему, что показывают по центральным каналам.
Кроме того, идет онлайн-заседание парламента, Палаты общин. Я смотрела, слушала, что там происходит. Сначала было жутко. Выступает министр обороны, который говорит: «А вы знаете, российские подводные лодки неслучайно вокруг нашего острова плавают. Они хотят якорем зацепить наш интернет-кабель, и мы лишимся интернета, и наша система здравоохранения вся рухнет». И все такие: а-а-а! — вскакивают разгоряченные. Председатель кричит: «Ордер! Ордер!» (порядок. — Прим. ред.)
«Все начинают кричать: «Давайте атаковать Россию, давайте обрушим всю их систему интернета». Я смотрю и думаю: боже мой, это же сумасшедший дом»
Ирина Семенова
— В чём еще обвиняют русских?
— Самое асбурдное, что я слышала по их телевидению, что Россию обвиняли в Брексите: «Русские облучают нас через розетки». Я еще спрашивала у мужа, вдруг чего не поняла: «Правда, что он сказал: через розетки?» — «Да, через розетки. А еще вы на Кубе выжили дипломатов американских, потому что использовали звуковое оружие против них». Переубедить, что у нас нет таких технологий, невозможно. Здесь, [в Англии], я поняла глубину их паранойи в отношении России.
— А на ваш взгляд, почему произошел Брексит?
— Им очень хотелось выйти из ЕС в силу необразованности и непонимания ситуации. Почему тебя такого хорошего на работу не берут? Не потому, что проблема в тебе и не хватает знаний, а это приезжие виноваты. Из той же Прибалтики едут специалисты по IT, у которых есть необходимое образование, и они хотят работать, зацепиться тут.
А началось всё с чего? С разговоров: «Вы видите, во что превратилась Англия? Нас захватывают мигранты. А если их не будет, да у нас же всех будут рабочие места и мы денег будем до фига получать». И тихий голос Министерства труда: «Нам всё равно нужны будут 700 тысяч мигрантов в год». Но их уже никто не слушает. У нас, в России, сейчас похожая ситуация. Некоторые думают, что вот как выгонят всех мигрантов и сразу всё наладится.
— В целом Англия сильно зависит от мигрантов?
— Да, если зайти в ту же больницу, то врачи — пакистанцы, индусы, выходцы из Восточной Европы. Англичан очень мало коренных, чтобы именно белый был англичанин. Все, кто моет полы, нянечки, медсестры — все по рабочим визам, Восточная Европа и прочие. Преподавательский состав — очень мало коренных белых англичан и очень много приехавших по визе. Потому что в той же Прибалтике — серьезная безработица.
— А какой опыт можно было бы перенять у них?
— В автобусах есть зарядники для сотовых, это очень удобно. Еще понравился мобилити-скутер. На нём обычно рассекают маломобильные категории граждан и пенсионеры — все, кому тяжело ходить пешком. На таком скутере разрешено заезжать в кафе, бары, торговые центры. Инвалидам их бесплатно можно получить.