ИсторияНаука

Наука Испании. Переход древних людей к земледелию мог создать условия для ведения войн

Останки древних людей, найденные учёными из Испании, дали их коллегам из Эдинбурга основания для анализа. Ученые из Эдинбургского университета выяснили, что каждый десятый человек в Северо-Западной Европе имел следы насильственных травм в период зарождения земледелия. Исследование опубликовано в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences. Исследователи использовали биоархеологические методы для изучения останков в Испании. …

Исследователи использовали биоархеологические методы для изучения останков в Испании. Образцы имели возраст около от восьми до четырех тысяч лет.  В исследовании также участвовали находки коллег из Дании, Франции, Германии, Великобритании и Швеции. Всего было исследован материал 2300 человек из 180 стоянок.

Более 10% черепов имели повреждения, которые могли быть получены при ударе тупым предметом или каменным топором. Также было обнаружено несколько примеров проникающих ранений, предположительно нанесенных стрелами. В некоторых случаях захоронения были массовыми, что может свидетельствовать о разрушении целых общин.

Исследование поднимает вопрос о том, почему насилие, по-видимому, было так распространено в этот период. Ученые считают, что наиболее правдоподобным объяснением может быть то, что изменилась экономическая основа общества: с сельским хозяйством пришло неравенство.

Полученные данные также предполагают, что переход от охоты и собирательства к земледелию и животноводству, возможно, заложил основы для ведения полномасштабных войн.

Николай

Один из постоянных авторов портала "Русская Испания", основанного им в 1998 году. Редактор "Практикума" вопросов и ответов.