
В небольшом уголке Эль-Бьерсо (El Bierzo), что в провинции Леон, долгие годы хранилась мрачная тайна. Лишь немногие знали о трагедии, случившейся летом 1936 года, когда в разгар гражданской войны были убиты двое неизвестных. Их прозвали Los Garbanzos, но настоящие имена оставались загадкой почти восемь десятилетий.
Всё изменилось, когда пожилая жительница Кубильос-дель-Силь (Cubillos del Sil) по имени Мартина Фернандес, вспоминая события своей юности, поделилась с исследователем Сантьяго Масиасом деталями того дня. Она слышала выстрелы, работая в поле, и запомнила, как палачи обращались к жертвам по прозвищу. Местные жители, которые похоронили тела у обочины дороги, не знали, кто эти люди и откуда они.
В 2009 году Мартина показала Масиасу место захоронения и даже нарисовала схему. Это расследование шло необычным путем: обычно известны имена жертв, но не место их гибели, а здесь всё было наоборот. К сожалению, Мартина ушла из жизни, но успела оставить важную зацепку, позволившую спустя годы вернуться к забытой истории.
Сантьяго Масиас, возглавляющий ассоциацию «Семена памяти», начал кропотливую работу по установлению личностей погибших. В его архиве числятся тысячи репрессированных в регионе, но Los Garbanzos там не значились. Неожиданно ему попались старые заметки, переданные анонимом, где упоминались возможные места массовых захоронений и имена: Хулио и Леокадия, причем женщину называли La Garbanza.
Проверив списки жителей Понферрады (Ponferrada) за 1935 год, Масиас обнаружил Хулио Фернандеса и Леокадию Мартин, супругов 39 и 37 лет. В документах 1940 года их уже не было. Оказалось, что Леокадия родом из Ла Иньеста (La Hiniesta, Замора), а Хулио из Сан-Мартин (San Martín de Tábara). Предполагается, что они переехали в Понферраду в период бурного развития горнодобывающей промышленности.
Дальнейший поиск привел к военным архивам: Хулио Фернандес, известный как Garbanzo, был участником комитета сопротивления после переворота Франко. Вскоре после ареста и расстрела мэра Понферрады, Хулио объявили в розыск по обвинению в мятеже. Масиас считает, что супругов убили без суда и следствия, вероятно, прямо в их доме.
Сейчас ассоциация готовится к археологическим работам, чтобы найти останки и, возможно, вернуть память о Хулио и Леокадии их потомкам, которые, возможно, даже не подозревают о трагедии своих предков.






