На этой неделе Национальный институт статистики опубликовал данные об испанцах и испанках, проживающих за границей, и их анализ дает нам важную информацию о составе «третьей (зарубежной) провинции Испании» (la tercera provincia de España), за рубежом.
David Casarejos Moya, Presidente de la Comisión de Derechos Civiles y Participación del Consejo General de la Ciudadanía Española en el Exterior y presidente del del Consejo de Residentes Españoles de Manchester.
Первое, что бросается в глаза, это то, что рост зарубежной диаспоры в 2023 году был намного ниже, чем в среднем с 2009 года. На глобальном уровне наблюдается рост на 1,7 процента, при этом Европа вносит основной вклад в этот рост.
Эмиграция после кризиса 2009 года была миграцией в основном в страны Европейского Союза (США были скорее исключением в качестве принимающей страны за пределами Европы), а с 2009 года численность диаспоры в Европе практически удвоилась.
В этих данных есть фактор, который для тех из нас, кто живет в странах ЕС или Европы, сильно искажает достоверность цифр, ежегодно предоставляемых нам Национальным институтом статистики.
Многие люди никогда не регистрируются в генеральных консульствах демаркационной зоны, в которой они проживают, несмотря на обязательную регистрацию в консульстве при выезде на жительство за пределы Испании.
Только когда они мигрируют в страны, где существует политическая/экономическая нестабильность или может потребоваться консульская помощь, они регистрируются.
Королевский указ 3425/2000 от 15 декабря о внесении испанцев в Регистрационные списки консульских учреждений за рубежом в пункте 1 статьи 2 гласит: “Испанцы, которые обычно проживают за границей, и те, кто переезжает туда на постоянное место жительства, должны зарегистрироваться в Регистрационном реестре консульств за рубежом при консульских учреждениях или в Консульских отделах Дипломатической миссии, соответствующих округу, в котором они находятся” (el Registro de Matrícula de la Oficina Consular o de la Sección Consular de la Misión Diplomática que corresponda a la circunscripción donde se encuentren»)
Выше мы констатировали, что часть наших граждан не регистрируется либо по незнанию, либо потому, что они не хотят терять права из-за регистрации в каком-либо реестре в Испании.
В Соединенном Королевстве Министерство внутренних дел оценило количество испанцев в более чем 300 тысяч (согласно данным обязательной системы регистрации статуса проживания), в то время как данные Реестра испанцев, проживающих за границей (PERE), показывают, что число испанцев, проживающих за границей (PERE), составляет 181 тысяча, разделенных между тремя территориальными зонами страны.
После объявления о Брексите число испанцев продолжало расти, несмотря на возвращение части граждан в Испанию, и это увеличение консульской регистрации удвоилось за какой-то год, став второй страной по темпам роста диаспоры.
За последние 14 лет средний рост в Великобритании составил 8,5%, но в этом году этот показатель снизился до 2,9%. Это увеличение включает число рождений, а также тех немногих испанцев, которые прибывают в страну через свои визовые системы… и тех немногих, кто убедился в необходимости регистрации. Несмотря на это увеличение, разница составляет более 100 тысяч граждан, которые до сих пор не зарегистрированы в своих консульствах.
Отсутствия у них интереса к регистрации за рубежом может заключаться в том, что они остаются в списках ожидания социального жилья в городах, в которых они прожили недолго, или помогают родственникам получить за них какие-то льготы.
Точно так же это нежелание зарегистрироваться напрямую влияет испанцев за границей, поскольку их консульства располагают ресурсами только в соответствии с численностью населения в стране: чем больше испанцев зарегистрировано, тем лучше укомплектовано и экипировано консульское учреждение.
Вместо более чем 300 тысяч на консульском учете зарегистрировано только 181 тысяча, в результате чего количество работников, назначенных в каждое консульство и консульские отделы посольств, намного меньше необходимого.
Аргентина демонстрирует признаки уменьшения нашей эмиграции в Латинскую Америку, и в 2023 году впервые наблюдается сокращение числа испанцев в стране. Снижение составило 0,6%, общее количество испанцев и испанок в этой стране исчисляется 477 тысячами.
Чили, Перу, Уругвай или Венесуэла следуют этой тенденции сокращения числа наших граждан за рубежом из-за старения населения или, в некоторых случаях, из-за возвращения в Испанию, откуда возвращаются в страну те, кто эмигрировал десятилетия назад.
Напротив, США, Мексика и Колумбия увеличивают число испанцев, причем первыми в этом списке идут США, третья страна в мире по количеству испанцев и испанок после Аргентины и Франции.
Тенденция роста мировых показателей значительно снизилась в 2023 году, и, возможно, это идет рука об руку с более привлекательным рынком труда в нашей стране, улучшением условий и уменьшением необходимости покидать страну, а также возвращением большого количества рабочей силы в страну, которая, кажется, оправилась от кризиса пандемии.
Многие из тех, кто возвращается, делают это, зная, что их условия труда не будут лучше, чем за границей, но руководствуясь соображениями близости к семье, климатом или качеством жизни.
Я не думаю, что есть большое количество людей, которые возвращаются, привлеченные государственными или региональными планами возвращения, в которых предусмотрена помощь только очень узкому кругу эмигрантов и тем, которые возвращаются с деньгами для инвестиций.
Во многих странах число испанцев увеличится на несколько десятков тысяч, хотя такие страны, как Куба или Аргентина, возможно, приблизятся к сотне тысяч новых испанцев или превысят эту численность, как только будут завершены процедуры принятия Закона о демократической памяти (la Ley de Memoria Democrática).
Эмиграция сегодня незаметна для политических партий с точки зрения количества голосов избирателей. Следует надеяться, что после законодательных новшеств размер «третьей (зарубежной) провинции Испании» повлияет на результаты выборов настолько, что они будут приняты политиками во внимание.