Статью аналитика Рауля Рехона (Raúl Rejón) в издании eldiario.es (Испания) предварим фрагментом из анализа Питер Дайнс из группы по защите окружающей среды-MEER, сопровождаемой инфографикой AEMET — метеорологического агентства Испании:
«60% сельской местности в Испании полностью высохло. Подземные воды заканчиваются, так что же? Урожаи пшеницы и ячменя, вероятно, полностью упадут в четырех регионах, а лето еще впереди».
А теперь обещанная статья аналитика Рауля Рехона (Raúl Rejón) в издании eldiario.es (Испания)
Испания сталкивается с невозможной дилеммой, связанной с сельским хозяйством, которое увеличивает количество орошаемых земель в стране, где нет воды
Быть территорией, которая становится все более и более засушливой, и в то же время позиционировать себя как вторую европейскую сельскохозяйственную державу, можно только за счет увеличения орошаемых ферм, но интенсивное потребление ставит под угрозу многие из ее самых ценных экосистем, таких как Доньяна или Лас Таблас-де-Даймиэль
Дилемма весьма коварна. С одной стороны, Испания становится все более засушливой страной, где воды остаётся все меньше и меньше. Но в то же время она стала второй сельскохозяйственной державой в Европейском Союзе за счет увеличения площади орошаемых полей, то есть, за счет интенсивного использования этой истощающейся воды.
План Народной партии по привлечению голосов избирателей путем узаконивания сотен гектаров незаконно орошаемых земель вокруг национального парка Доньяна привлёк внимание к этому парадоксу: с одной стороны, надо обеспечить большее количество орошаемых земель меньшим количеством воды и в то же время избежать экологического ущерба, наносимого истощением ресурса, который, помимо его экономической ценности, имеет решающее значение для экосистем.
Данные четко описывают эволюцию: с 1950 года засушливый климат постепенно завоевывал Испанию и отвоевал 1500 км2 у умеренного, согласно сертификации Aemet. По данным Министерства сельского хозяйства, за это время площадь, отведенная под орошение, увеличилась с 1,6 миллиона гектаров до 3,8 миллиона гектаров.
Причина проста: использование воды делает фермы намного более прибыльными. В настоящее время 23% всей площади, обрабатываемой в Испании, орошается. Результат? Орошаемая четверть земли производит 65% всего урожая Испании. Это делает нас второй страной Европейского союза по площадям, квалифицируемым как поливные, уступая только Италии, но, по данным Евростата, она превосходит трансальпийскую страну по площади эффективно орошаемых земель.
Итак, краеугольным камнем этого сектора экономики является вода. Почти 80% национального потребления расходуется именно на полив сельскохозяйственных культур. Но доступные водные ресурсы сокращаются. По оценкам Министерства экологического перехода, они уже упали на 12%. По прогнозам, к 2050 году этот показатель сократится на 14-40%. Испания становится не только засушливой в результате “последствий глобального потепления, наблюдавшегося в последние десятилетия”, но и просто более СУХОЙ, то есть безводной.
Фактически, интенсивный спрос, вызванный развитием ирригации, привел к тому, что даже в годы с нормальными осадками в некоторых местах возникла острая нехватка воды для удовлетворения этих потребностей. Но если к тому же наступит цикл небольшого количества осадков, выжатые запасы не смогут подняться до своего уровня. Проблема затягивается по времени, а со временем и постепенно усугубляется.
Реки без воды?
Вода — это не только экономический ресурс для производства. Помимо того, он необходим для людей, он же является основой экосистем. Согласно Национальной стратегии восстановления рек, почти половина рек Испании находится в плохом состоянии. Недавно опубликованные гидрологические планы установили новые экологические нормы расхода для многих рек. Это минимальное количество воды, которое должно находиться в водоёме для поддержания жизни рыб и флоры.
Применение этих норм расхода – что является юридическим обязательством — вызвало протест ирригаторов, которые извлекают выгоду из транспортировки воды по маршруту Тахо-Сегура (Tajo-Segura), и которые считают, что объем воды, которую они получают, должен поддерживаться. Если в реке остаётся больше воды, значит, им достаётся меньше. Правительства Валенсии, Мурсии и Андалусии подали в суд на этот план исполнительной власти.
В наши дни закон об амнистии за незаконное орошение вокруг Доньяны, который готовит Народная партия в Андалусии, привлек к себе всеобщее внимание. Парк находится в кризисе, “в общем упадке” (“en deterioro generalizado”), потому что разграбление водоносных горизонтов привело к высыханию большей части его водоемов, как пояснил директор биологической станции CSIC Элой Ревилья (director de la Estación Biológica del CSIC, Eloy Revilla).
Конец первой части. Продолжение следует