1. С прошлого года поток российских туристов в Испанию сильно упал. Насколько снизилось чисто туристов из России в 2022 г. по сравнению с 2021 г. или 2019 г. (до пандемии)? По Вашим расчетам каковы потери Испании в денежном выражении из-за снижения потока туристов из России?
Действительно, российский туризм в Испанию, которым здесь традиционно дорожили, сначала существенно «просел» в «коронавирусные» 2020-2021 гг., а в 2022 г. закрепился на низком уровне, прежде всего вследствие закрытия прямого авиасообщения между нашими странами и заметного усложнения испанцами визовых формальностей. Так, в прошлом году Испанию посетило всего около 200 тыс. россиян, что, с одной стороны, на 50% больше чем в 2021 г. (133 тыс.), но с другой стороны – на 84% меньше «допандемийного» 2019 г. (более 1,3 млн). Рекордным же был 2013 г., когда сюда прибыло почти 1,6 млн наших туристов.
Согласно испанской статистики, россияне славятся как одни из наиболее тратящих туристов: в среднем проводят здесь 6,5 дней и за этот период «оставляют» около 1,3 тыс. евро (200 евро в день), что, например, вдвое больше французов. Эти цифры говорят сами за себя – ранее туризм из России был дополнительным подспорьем для развития испанской туриндустрии.
2. Как антироссийские санкции повлияли на товарооборот между Испанией и Россией? Есть ли информация для сравнения показателей за 2022 и 2021 гг.?
Несмотря на присоединение Мадрида к нелегитимным антироссийским санкциям ЕС и общий негативный фон в наших отношениях, двусторонний товарооборот в 2022 г. продемонстрировал позитивную динамику и достиг 8,9 млрд евро (+8,5% по сравнению с 2021 г.). При этом российский экспорт в Испанию увеличился на 26,4% (составил 7,6 млрд евро), а испанский импорт в Россию упал на 42% (до 1,28 млрд евро). Такие показатели в значительной степени можно объяснить наращиванием поставок сюда отечественного СПГ (на 46%) и в целом подросшими стоимостными объемами топливно-энергетической продукции.
3. Судя по данным испанской энергетической компании «Enagás», объем российского газа, приобретенного Испанией в 2022 г. и в последние месяцы с.г., заметно вырос (на 151% в феврале с.г. по сравнению с февралем 2022 г. и на 45% в 2022 г. по сравнению с 2021 г.). Можно ли говорить, что пока западные санкции не оказали влияния на закупки Испанией газа у России и Мадрид по-прежнему заинтересован в приобретении данного топлива у России?
Показательно, что, несмотря на декларируемые испанскими властями планы сокращать закупки наших энергоносителей, Испания в 2022 г. нарастила импорт российского газа на 46% (с 37 до 54 тыс. ГВт·ч). Это позволило России вновь занять 4-е место в списке основных поставщиков газа (12,1% общего объема). Такая тенденция сохранилась и в первые месяцы текущего года – например, в феврале сюда было экспортировано 5,5 тыс. ГВт·ч нашего газа, что на 151% больше по сравнению с февралем 2022 г.
Дело в том, что Мадриду просто экономически невыгодно отказываться от действующего с 2018 г. крупного долгосрочного контракта между ПАО «НОВАТЭК» и испанской компанией «Naturgy», по которому цена на газ ниже рыночных котировок.
4. Сейчас проживающие в Испании россияне сталкиваются с проблемами с банковскими переводами, снятием наличных, а также со случаями русофобии. Каковы масштабы этих проблем? Как Посольство строит свою работу по этим проблемам?
Русофобская риторика официальных испанских лиц, развязанная в местных СМИ пропагандистская кампания по «отмене России» и придания «токсичности» всему русскому, деятельность ряда украинских националистических организаций, безусловно, негативно сказались на бытовом положении проживающих в Испании россиян, особенно весной 2022 г. Наиболее резонансным эпизодом дискриминации по национальному признаку была блокировка некоторыми испанскими банками принадлежащих росгражданам счетов и карт (проблема с переводами из России – повсеместная в ЕС). Фиксировались также единичные случаи «буллинга» русскоязычных детей в местных школах. Благодаря скоординированным усилиям Посольства, объединений соотечественников и ряда местных адвокатских структур была налажена системная работа по помощи пострадавшим соотечественникам. В частности, им оказывается юридическая и социальная защита на безвозмездной основе по линии Центра правового содействия при Союзе организаций российских соотечественников (на «горячую линию» поступило около 300 обращений).
5. Ранее советник-посланник Посольства Д.Г.Соколов говорил, что сейчас двусторонние отношения между Россией и Испанией практически прерваны. Как бы Вы охарактеризовали нынешние отношения между Москвой и Мадридом? В каких областях сохраняется сотрудничество (культура и образование, в частности, музейное сотрудничество, борьба с терроризмом и т.д.)?
В контексте российской СВО на Украине испанская администрация заняла недружественную, подчеркнуто русофобскую линию – приостановила все официальные контакты, поддержала введение антироссийских санкций, подключилась к попыткам изолировать нашу страну на международной арене, отменила реализацию ряда крупных экономических проектов, а также свернула весь комплекс сотрудничества в гуманитарной сфере (в том числе ранее согласованные культурные мероприятия). Таким образом, наши двусторонние отношения, к сожалению, практически полностью «заморожены» исключительно по инициативе испанской стороны. Мы, в свою очередь, открыты к конструктивному взаимодействию на основе взаимного уважения и при условии учета наших естественных озабоченностей и интересов.