ИсторияМодаНаука

Ученые из Испании установили состав духов, которыми пользовались в Древнем Риме

Как сообщает издание elpais.com (Испания), ученые из этой страны исследовали химический состав парфюмерии, используемой древними римлянами

Коллектив университетских исследователей из испанского города Кордова (Испания) совершил научное открытие, изучив химические компоненты духов, используемых женщинами, а, возможно, и мужчинами в Древнем Риме. Исследователям удалось подвергнуть анализу не выветрившиеся из флакона духи, возраст которых исчисляется 2000 лет.

Ученые из Испании установили состав духов, которыми пользовались в Древнем Риме

Древнеримская парфюмерия оказалась в руках у исследователей после находки, совершённой в 2019-м году при ремонтных работах в одном из зданий городка Кармона (Севилья, Испания). Ремонтники нашли под землёй мавзолей, состоящий из нескольких ниш. Место погребения предстало перед ними в отличном состоянии, за 20 столетий его никто не нашёл и не разграбил. На месте погребения были обнаружены останки семьи из шести человек, причём, весьма обеспеченной семьи времён Древнего Рима (в те времена Испания была латинизированной колонией древнеримской империи). Кроме захоронений, в мавзолее удалось обнаружить разнообразные предметы обихода. Среди них и ёмкость из твёрдого материала. Предположительно, флакон был принадлежностью одной из захороненных представительниц женского пола.

Сосуд, завёрнутый в ткань, заинтересовал учёных из Испании. Флакон изготовлен из кварца — минерала, который характеризуется прочностью и твёрдостью, и который крайне редко применялся во времена Древнего Рима. Затычка из доломита (углерода) была герметично подогнана к горлышку с использованием битума. Благодаря герметичности за 2.000 лет духи не испарились.

Коллектив учёных Университета Корбовы, возглавляемый преподавателем курса органической химии сеньором Арребола дал описание состава духов и высказал в предположение о дате изготовления: первый век нашей эры. Исследователям удалось установить химический состав двух главных компонентов: в качестве основы было использовано растительное масло, скорее всего, оливковое. Однако, точно это установить не получилось. В качестве эссенции однозначно использовалось эфирное масло, вытяжка из Pogostemon cablin, произрастающего в Индии.

Впоследствии это эфирное масло получило название «пачули». Растение обильно применяется в изготовлении парфюмерии и по сей день, поскольку имеет высокую концентрацию летучих ароматных компонентов. Духи с применением такого аромата широко использовались на протяжении всей истории парфюмерного искусства средних веков и нового времени. Тем не менее, о его применении в более наннюю эпоху Римской империи научных данных не имелось до сих пор.

Упоминание духов «пачули» можно найти в российской литературе. «Пачулями пахнет», недружелюбно произносит Гаев в пьесе Чехова «Вишневый сад». К началу двадцатого века в ходу в высшем свете были более изысканные духи, а парфюм из пачулевого масла использовался в среде низших сословий, включая проституток.

Николай

Один из постоянных авторов портала "Русская Испания", основанного им в 1998 году. Редактор "Практикума" вопросов и ответов.