Выступая во Флоренции, глава внешнеполитического ведомства ЕС размышлял об изменениях, которые претерпел Евросоюз после начала военных действий России против Украины.
13.04.2023 Военное противостояние Испании против России, 2019 — 2023 годы [обновлено]
Украина была бы разгромлена российскими силами «в считанные дни» без военной поддержки западных стран, включая помощь его родной Испании (Боррель, уроженец Каталонии, пришёл в европейскую дипломатию с поста Главы МИД Испании) заявил в пятницу Жозеп Боррель, уполномоченный Европейского Союза по иностранным делам, подчеркнув, что нынешняя ситуация в раздираемой войной стране не способствует началу официальных мирных переговоров.
«К сожалению, сейчас не подходящий момент для дипломатических переговоров о мире. Это момент для военной поддержки войны», — сказал Боррель в интервью корреспонденту Euronews Меабх МакМахон на мероприятии «Положение дел в Союзе», организованном Европейским университетским институтом (EUI) во Флоренции.
«Если вы хотите мира, подтолкните Россию к выводу войск. Подтолкните Россию к прекращению войны. Не говорите мне перестать поддерживать Украину, потому что если я перестану поддерживать Украину, война, несомненно, скоро закончится», — продолжил он.
«Мы не можем просто прекратить ее, потому что тогда Украина не сможет защитить себя и будет вынуждена сдаться. А российские войска окажутся на польской границе, и Украина превратится во вторую Беларусь. Вы хотите такого способа окончания войны? Нет».
Боррель решительно защитил предложение президента Украины Владимира Зеленского из 10 пунктов как «единственное, что можно назвать мирным планом», и отверг документ Китая из 12 пунктов как «выдачу желаемого за действительное».
«Несмотря на то, что они на стороне России, я думаю, что Китай должен сыграть свою роль. Китай — постоянный член Совета Безопасности. Китай имеет наибольшее влияние на Россию», — добавил Боррель.
«Давайте посмотрим правде в глаза. Нравится нам это или нет, но реальность такова, что Путин продолжает говорить: «У меня есть военные цели, и пока я не достигну этих военных целей, я буду продолжать воевать». Так что мирные планы — это хорошо, но вам нужен кто-то, кто хочет говорить о мире».
Во время беседы Боррель также размышлял о переменах, охвативших Европейский Союз с тех пор, как Кремль решил начать боевые действия на Украине.
Хотя формально Боррель является главным дипломатом Союза, он признался, что сейчас чувствует себя скорее «министром обороны», поскольку все больше внимания уделяет доставке боеприпасов в Украину: ЕС торопится выполнить свое обещание поставить миллион артиллерийских снарядов в течение следующих 12 месяцев, в которых Киев отчаянно нуждается для начала ожидаемого контрнаступления.
«Я провожу значительное количество времени, говоря об оружии и боеприпасах. Я никогда не думал, что нам придется тратить столько времени на размышления о том, сколько снарядов мы сможем поставить», — сказал Боррель.
На этой неделе Европейская комиссия предложила план стоимостью 500 миллионов евро по увеличению промышленного производства боеприпасов, которое в настоящее время сдерживается рядом дефицитов и нехваток.
План, получивший название ASAP, предусматривает возможность для государств-членов обеспечить дополнительное финансирование за счет отвлечения части средств, выделенных из фондов сплочения и COVID.
«Мы не хотели этой войны. Но война — это реальность, и с ней приходится сталкиваться. И все хотят мира. Да, но сейчас, к сожалению, Путин продолжает войну, и Украина должна защищаться», — сказал Боррель, отвечая на вопрос о возможном использовании стимулирующих фондов для поддержки европейской оборонной промышленности.
«Если мы не поддержим Украину, то Украина падет в течение нескольких дней. Поэтому я бы предпочел использовать эти деньги для благосостояния людей, больниц, школ, городов и т.д. Но у нас нет другого выбора».
Промышленный план является последним дополнением к растущему списку судьбоносных политических решений, принятых ЕС за последние 15 месяцев. Многие из них были приняты только после длительных, затяжных и порой спорных переговоров между 27 странами-членами ЕС.
Тем не менее, Боррель, кажется, доволен конечным результатом, подчеркивая, что, несмотря на внутренние споры, ЕС остался тверд в своей поддержке Украины и противостоянии ей.